Кассовые разрывы могут случиться в любом бизнесе. Они возникают тогда, когда сроки появления денег в компании и платежей не совпадают. Разберем, как избежать кассового разрыва и что делать, если он все-таки случился.

Если простыми словами, кассовый разрыв — это временная нехватка денег в компании. То есть компания должна что-то оплатить, но средств на это у нее сейчас нет: ни на счетах, ни в кассе. Такая ситуация может возникнуть, например, когда клиент затягивает с оплатой, а компания планировала этими деньгами рассчитаться с поставщиком или выдать зарплату. Тогда предпринимателю приходится со всеми договариваться: просить отсрочку у поставщиков или предупреждать сотрудников о задержке зарплаты.

Почему возникает кассовый разрыв

Причин может быть много, вот некоторые из них:

  • Предоставили отсрочку клиенту. Допустим, вы подготовили заказ и вложили в него свои деньги, а клиент по договору оплатит заказ только через один-два месяца.
  • Неправильно запланировали денежный поток. Не составили график платежей или не дождались поступления от клиента и провели необязательные траты и т. д.
  • Ошиблись в объемах закупок или не учли сезонность. Например, заказали новый товар, но не изучили спрос на него среди вашей аудитории.
  • Продаж оказалось недостаточно, чтобы покрыть расходы компании. Если кассовые разрывы возникают постоянно, то дело может быть в убыточной модели бизнеса.

Как понять, наступит ли кассовый разрыв

Для этого есть простая формула:

ОДС = ДС + П — В

ОДС — остаток денежных средств;
ДС — остаток денег на начало этого дня;
П — поступления;
В — выплаты.

Поступления можно найти в плане продаж, а выплаты — в прогнозируемых бюджетах.

Что делать, если кассовый разрыв неизбежен

Часто кассовый разрыв возникает внезапно. Это ситуация штатная, но она заставляет предпринимать серьезные шаги, например:

  • Замораживать новый проект или направление, которые могли бы принести прибыль.
  • Просить отсрочку у контрагентов, сотрудников, арендодателей. Лучше предупредить о задержке оплаты заранее и предложить контрагентам пересмотреть график платежей. Напишите гарантийные письма, чтобы избежать неустоек.
  • Взять взаймы у физлица или кредит в банке. Придется собрать пакет документов для банка и доказать ему, что скоро будут поступления, которые покроют кредит.
  • Сокращать расходы, чтобы покрыть кассовый разрыв. Это могут быть как необязательные траты — курсы для сотрудников или корпоратив — так и важные, например бюджет на рекламу и маркетинг.

Эти варианты лучше использовать в крайних случаях: они уменьшают прибыль и влияют на репутацию компании. Расскажем, что делать, чтобы такие ситуации предотвратить.

Как действовать в будущем

  1. Распланируйте бюджет заранее: составьте платежный календарь, чтобы отслеживать поступления, а также динамику и приоритеты платежей.
  2. Начните формировать подушку безопасности.
  3. Продумайте платежную политику.  Начните работать с клиентами по предоплате, а с контрагентами — по постоплате. Например, у нас в eLama можно оплачивать рекламу с отсрочкой.
  4. Контролируйте запасы, чтобы на складах не копилось много непроданных товаров и неликвида. Например, можно устраивать распродажи в конце сезона.

Платите за рекламу с отсрочкой

Постоплата eLama поможет увеличить рекламный бюджет и избежать кассовых разрывов. Без комиссии и сборов

Больше о постоплате
eLama, контент-маркетолог
Telegram Ads
Партнерская программа
Скидка до 10% на WOWBlogger
Маркетплейс
Биржа услуг
Маркировка
РК по акции Директ