По данным Google*, 53% всех кликов в поиске получают первые три результата, а дальше первой страницы выдачи ходят только 1% всех пользователей. Поэтому так важно оптимизировать сайт и продвигать его в топ поисковиков по как можно большему количеству запросов. А чтобы видеть свой прогресс и понимать, насколько эффективны меры по продвижению, нужно регулярно проверять позиции сайта. Рассказываем, как это делается, и анализируем доступные инструменты.
Робот поисковой системы постоянно ходит по страницам разных сайтов, анализирует их и добавляет в базу — это называется «индексация». Когда пользователь вбивает в строку Яндекса или Google запрос, поисковая система ищет среди контента проиндексированных сайтов, подбирает страницы, которые соответствуют запросу и выводит их списком, отображая выше наиболее релевантные, то есть подходящие.
Позиция сайта — это место, которое он занимает в поисковой выдаче по конкретному запросу. То, на каком месте сайт выводится в списке, зависит от множества факторов:
- соответствия контента запросу;
- его уникальности;
- возраста и репутации домена;
- того, как часто и откуда на сайт ссылаются;
- поведения пользователей: насколько активно они переходят по ссылке, читают, идут дальше по страницам сайта;
- технических настроек сайта и т. д.
SEO-продвижение подразумевает целый комплекс мер по улучшению репутации домена, наращиванию качественной ссылочной массы, подготовки текстов, которые, с одной стороны, соответствуют ключевым запросам, с другой — информативны и полезны для пользователей, исправлению ошибок и подстройке технических параметров… Чтобы понимать, насколько всё это работает и что делать, чтобы результаты были выше, необходимо регулярно проверять, какие места страницы сайта занимают в выдаче — иначе говоря, «снимать позиции».
Зная позиции своего сайта, вы можете:
- оценивать результативность SEO-стратегии и видеть, какие действия улучшают ситуацию, а какие — наоборот;
- видеть и решать проблемы — например, отслеживать ошибки в коде;
- выявлять методы конкурентов и заимствовать лучшие практики;
- анализировать трафик: кто, откуда и по каким запросам приходит, как это влияет на продажи, что делать, чтобы улучшить показатели и т. д.
Есть два способа проверить позиции — ручной и автоматический (то есть с помощью специального сервиса).
Как проверить позиции сайта в поисковых системах вручную
Алгоритм, чтобы посмотреть позиции сайта в Яндексе:
- Перейдите в режим инкогнито в браузере. Это важно, чтобы выдача была не персонализированная — обычно система подстраивает ее под ваши интересы и историю поиска и поведения. Зайдите на страницу ya.ru.
- Откройте настройки в меню в правом верхнем углу.
Выберите «Изменить город», отключите опцию «Определять город автоматически» и укажите нужный вам.
- Перейдите во вкладку «Поиск».
Снимите все галочки и установите в «Фильтрации поиска» параметр «Без ограничений».
- Введите в поисковую строку нужный запрос. Найдите в выдаче свой сайт и внесите в таблицу данные: какая страница на каком месте.
Повторите операцию для другого города, если это нужно.
А вот как самостоятельно посмотреть позиции сайта в Google:
- Перейдите в режим инкогнито в браузере, откройте страницу google.ru.
- Найдите в нижней части страницы «Настройки» → «Настройки поиска». В пункте «Персонализация поиска» отключите историю.
- В «Других настройках» выберите нужный регион, детализации поиска по городам в Google нет.
- Введите в поисковую строку нужный запрос. Найдите в выдаче свой сайт и внесите в таблицу данные: какая страница на каком месте.
Это небыстро и не очень точно, потому что при работе вручную можно что-то пропустить или ошибиться. Зато это бесплатно, так что подойдет, чтобы узнать позиции по 10–15 самым важным запросам.
Если запросов больше, времени на лишние операции нет, а данные нужны более точные и подробные, стоит выделить бюджет на сервис для автоматизированного сбора. Впрочем, здесь есть и бесплатные возможности.
Материал по теме: Составление семантического ядра — пошаговая инструкция
5 сервисов для автоматической проверки позиций сайта
В зависимости от бренда и функциональности, специализированные сервисы:
- экономят много времени за счет автоматизации того, что без них приходится делать руками;
- минимизируют погрешность из-за персонализации выдачи;
- исключают вероятность ошибок из-за влияния человеческого фактора;
- предлагают дополнительные опции — например, составление семантического ядра или конкурентную разведку;
- формируют наглядные сводные отчеты;
- позволяют гибко настраивать проверку, например, по расписанию и отдельным спискам запросов;
- располагают техподдержкой, к которой можно обратиться с вопросами.
Рассмотрим несколько подобных инструментов с разным набором возможностей.
Яндекс Вебмастер
Бесплатный официальный сервис, который показывает усредненные позиции сайта в поиске Яндекса за неделю, а также запросы, по которым он отображается в органической выдаче, данные о показах и кликах CTR и т. д.
Чтобы получить доступ к данным по сайту, нужно подтвердить свои права на него: создать в корне сайта файл с фрагментом кода, добавить метатег в код главной страницы или текстовую запись — в DNS домена.
Чтобы настроить сбор позиций по нужным запросам, создайте группу в разделе «Поисковые запросы» (подраздел «Управление группами»). Таких групп для одного сайта может быть до 100, в каждой — до 500 запросов. Запросы в список можно добавить вручную списком или загрузить файлом — либо отметить в самом сервисе в списке всех запросов, по которым сайт попадает в индекс. Для удобства подбора есть фильтры по тексту, позиции, количеству показов / кликов.
Чтобы отслеживать позиции, переходите в «Статистику запросов» к нужной группе и пользуйтесь фильтрами: типу устройства, по региону или периоду поиска. Данные в отчетах отображаются на графике и в списке по группам и обновляются раз в 1-2 дня.
Яндекс Вебмастер — удобный и бесплатный инструмент, но у него есть ограничения: он дает отслеживать позиции только в Яндекса и не позволяет анализировать конкурентов.
Google Search Console
Аналогичный предыдущему сервис от Google, который отображает усредненные позиции подключенного сайта.
Посмотреть их можно в отчете «Результаты поиска» раздела «Эффективность». Сервис покажет график, на который разными цветами выведена динамика количества показов и кликов, а также CTR и средней позиции (кликните на поле, чтобы добавить на график или убрать с него тот или иной показатель).
В таблице под графиками есть вкладка «Запросы» со всеми запросами, по которым сайт можно отыскать в Google, и усредненной позицией по каждому из них.
Данные можно уточнить по дате и фильтровать по странице, стране, устройству и пр.
Ограничения у этого инструмента те же, что у Яндекс Вебмастера: один поисковик, отсутствие информации о конкурентах, отставание в отчетах до двух дней.
SpyWords
Инструмент конкурентной разведки, которым клиенты eLama могут пользоваться бесплатно — через наш маркетплейс. Чтобы авторизоваться в SpyWords через eLama, кликните на него в списке маркетплейса в личном кабинете и согласитесь на передачу персональных данных.
Инструмент собирает данные о SEO-продвижении и поисковой рекламе любых сайтов в Яндексе. Есть также данные об органической выдаче в Google — но только по Москве.
В SpyWords можно посмотреть:
- с кем вы конкурируете в поиске;
- какие у конкурентов офферы, УТП, посадочные страницы;
- по каким запросам они попадают в органическую выдачу и дают рекламу;
- где вы с ними пересекаетесь по семантике;
- как выглядит их семантическое ядро;
- каковы их приблизительные бюджеты на поисковую рекламу;
- на каких местах отображаются объявления — ваши и конкурентов.
Статистику запросов можно скачать одним файлом. Показатели можно оценивать в том числе в динамике. База данных обновляется раз в 20 дней.
Также с помощью инструмента можно сравнивать домены и подбирать запросы. Вот подробная инструкция по работе с ним.
«Топвизор»
Платный сервис для мониторинга позиций сразу в нескольких поисковых системах — кроме Яндекса и Google, это Go.Mail, Спутник, Рамблер, Bing, Yahoo. Это работает не только для сайтов, но и для страниц и сообществ во ВКонтакте, роликов и каналов на YouTube, приложений в Google Play и App Store. Покупать можно как проверки по отдельности (7 коп. за позицию), так и тариф от 999 до 29 990 руб. в месяц, с которым проверки стоят до 30% дешевле. Тестовый режим включает бесплатную проверку по 200 запросам.
«Топвизор» отслеживает позиции в режиме реального времени и показывает их в динамике. Для проверок можно установить расписание — тогда он будет снимать позиции, допустим, раз в неделю и показывать, что за эту неделю изменилось.
Данные выводятся в зависимости от региона или типа устройства пользователя, а также по конкретным страницам сайта. Анализировать позиции можно не только по себе, но и по пяти конкурентам из топа выдачи.
Инструмент интегрируется с Яндекс Метрикой и Google Analytics, а также Яндекс Вебмастером и Google Search Console — это дает возможность подтягивать в статистику данные о переходах, например.
А еще у «Топвизора» есть функции подбора ключевых слов, кластеризации (то есть группировки) запросов, а также бесплатное расширение для Google Chrome, которое нумерует позиции в выдаче.
Rush Analytics
Платный инструмент для мониторинга выдачи Яндексе и Google, который собирает и визуализирует на графиках изменение позиций, а также посещаемости, видимости и так далее.
В первую очередь это сервис поисковой аналитики для сбора ключевых слов, оценки поискового спроса и кластеризации поисковых запросов, а проверка позиций — это одна из его функций. В числе полезных возможностей: интеграции с сервисами веб-аналитики, анализ позиций конкурентов, составление семантического ядра и ТЗ для копирайтера.
У Rush Analytics широкая тарифная линейка: по три индивидуальных и корпоративных тарифа от 500 и 5999 руб. в месяц соответственно, тестовый период длится неделю.
Как выбрать сервис
Это далеко не всё, на рынке есть и другие инструменты, например, «Пиксель Тулс», Seowork, SeRanking и другие. Выбор того или иного зависит от количества запросов, по которым вы продвигаетесь, требуемой глубины аналитики и потребности в дополнительных услугах и инструментах. Вот что по этому поводу говорит наш SEO-специалист.
Алёна Киреева SEO-специалист eLama Обычно все ориентируются на цену и удобство интерфейса. Скажем, у «Топвизора» он очень понятный, у Seowork и Rush Analytics — тоже, есть графики и диаграммы, чтобы было удобнее показывать клиенту в отчете.
Важны дополнительные опции: можно ли снимать позиции по мобильным устройствам, по регионам отдельно (и по скольким), можно ли отслеживать конкурентов, есть ли инструменты для технической проверки своего сайта, можно ли к сервису прикрутить Яндекс Метрику и Яндекс Вебмастер для более полного аудита и контроля.
Также важный момент — общение с техподдержкой. Rush Analytics и «Топвизор» отвечают быстро, в течение нескольких минут, максимум — до получаса. И там, и там можно общаться в чате, это удобно. У «Топвизора» есть еще и чат в Telegram, где можно на что-то пожаловаться или попросить помощи.
Чем шире функциональность, тем SEO-специалисту проще: все операции в одном кабинете, все данные в общем хранилище и легко поддаются сравнению, при необходимости можно сделать выгрузку любого периода своей работы. «Топвизор» и «Пиксель Тулс», например, дают весьма широкие возможности — почти всю работу с семантикой, индексацией и позициями можно делать в одном месте. Но они и самые дорогие.
В целом сервис тем дешевле, чем меньше его возможности и известность. Но их трудно сопоставлять — тарифы обычно такие мудреные, что мало что понятно на глаз. Нужно рассчитывать затраты индивидуально, пробовать и сравнивать».
Пробуйте, ищите подходящее — и удачи вам в продвижении сайта!
* Источник данных: platonik.co.uk.