Подписаться на рассылку

По данным Google*, 53% всех кликов в поиске получают первые три результата, а дальше первой страницы выдачи ходят только 1% всех пользователей. Поэтому так важно оптимизировать сайт и продвигать его в топ поисковиков по как можно большему количеству запросов. А чтобы видеть свой прогресс и понимать, насколько эффективны меры по продвижению, нужно регулярно проверять позиции сайта. Рассказываем, как это делается, и анализируем доступные инструменты.

Робот поисковой системы постоянно ходит по страницам разных сайтов, анализирует их и добавляет в базу — это называется «индексация». Когда пользователь вбивает в строку Яндекса или Google запрос, поисковая система ищет среди контента проиндексированных сайтов, подбирает страницы, которые соответствуют запросу и выводит их списком, отображая выше наиболее релевантные, то есть подходящие.

Позиция сайта — это место, которое он занимает в поисковой выдаче по конкретному запросу. То, на каком месте сайт выводится в списке, зависит от множества факторов:

  • соответствия контента запросу;
  • его уникальности;
  • возраста и репутации домена;
  • того, как часто и откуда на сайт ссылаются;
  • поведения пользователей: насколько активно они переходят по ссылке, читают, идут дальше по страницам сайта;
  • технических настроек сайта и т. д.

SEO-продвижение подразумевает целый комплекс мер по улучшению репутации домена, наращиванию качественной ссылочной массы, подготовки текстов, которые, с одной стороны, соответствуют ключевым запросам, с другой — информативны и полезны для пользователей, исправлению ошибок и подстройке технических параметров… Чтобы понимать, насколько всё это работает и что делать, чтобы результаты были выше, необходимо регулярно проверять, какие места страницы сайта занимают в выдаче — иначе говоря, «снимать позиции».

Зная позиции своего сайта, вы можете:

  • оценивать результативность SEO-стратегии и видеть, какие действия улучшают ситуацию, а какие — наоборот;
  • видеть и решать проблемы — например, отслеживать ошибки в коде;
  • выявлять методы конкурентов и заимствовать лучшие практики;
  • анализировать трафик: кто, откуда и по каким запросам приходит, как это влияет на продажи, что делать, чтобы улучшить показатели и т. д.

Есть два способа проверить позиции — ручной и автоматический (то есть с помощью специального сервиса).

Как проверить позиции сайта в поисковых системах вручную

Алгоритм, чтобы посмотреть позиции сайта в Яндексе:

  1. Перейдите в режим инкогнито в браузере. Это важно, чтобы выдача была не персонализированная — обычно система подстраивает ее под ваши интересы и историю поиска и поведения. Зайдите на страницу ya.ru.
  2. Откройте настройки в меню в правом верхнем углу.

Выберите «Изменить город», отключите опцию «Определять город автоматически» и укажите нужный вам.

  1. Перейдите во вкладку «Поиск».

Снимите все галочки и установите в «Фильтрации поиска» параметр «Без ограничений».

  1. Введите в поисковую строку нужный запрос. Найдите в выдаче свой сайт и внесите в таблицу данные: какая страница на каком месте.

Повторите операцию для другого города, если это нужно.

А вот как самостоятельно посмотреть позиции сайта в Google:

  1. Перейдите в режим инкогнито в браузере, откройте страницу google.ru.
  2. Найдите в нижней части страницы «Настройки» → «Настройки поиска». В пункте «Персонализация поиска» отключите историю.
  1. В «Других настройках» выберите нужный регион, детализации поиска по городам в Google нет.
  1. Введите в поисковую строку нужный запрос. Найдите в выдаче свой сайт и внесите в таблицу данные: какая страница на каком месте.

Это небыстро и не очень точно, потому что при работе вручную можно что-то пропустить или ошибиться. Зато это бесплатно, так что подойдет, чтобы узнать позиции по 10–15 самым важным запросам.

Если запросов больше, времени на лишние операции нет, а данные нужны более точные и подробные, стоит выделить бюджет на сервис для автоматизированного сбора. Впрочем, здесь есть и бесплатные возможности.

Материал по теме: Составление семантического ядра — пошаговая инструкция

5 сервисов для автоматического снятия позиций

В зависимости от бренда и функциональности, специализированные сервисы:

  • экономят много времени за счет автоматизации того, что без них приходится делать руками;
  • минимизируют погрешность из-за персонализации выдачи;
  • исключают вероятность ошибок из-за влияния человеческого фактора;
  • предлагают дополнительные опции — например, составление семантического ядра или конкурентную разведку;
  • формируют наглядные сводные отчеты;
  • позволяют гибко настраивать проверку, например, по расписанию и отдельным спискам запросов;
  • располагают техподдержкой, к которой можно обратиться с вопросами.

Рассмотрим несколько подобных инструментов с разным набором возможностей.

Яндекс Вебмастер

Бесплатный официальный сервис, который показывает усредненные позиции сайта в поиске Яндекса за неделю, а также запросы, по которым он отображается в органической выдаче, данные о показах и кликах CTR и т. д.

Яндекс персонализирует выдачу — подстраивает ее под местоположение и интересы пользователя. Так что разные пользователи в один момент времени по одинаковым запросам могут видеть один и тот же сайт на разных позициях. Поэтому в Вебмастере вы увидите средние значения — иногда они могут быть даже дробными.

Чтобы получить доступ к данным по сайту, нужно подтвердить свои права на него: создать в корне сайта файл с фрагментом кода, добавить метатег в код главной страницы или текстовую запись — в DNS домена.

Чтобы настроить сбор позиций по нужным запросам, создайте группу в разделе «Поисковые запросы» (подраздел «Управление группами»). Таких групп для одного сайта может быть до 100, в каждой — до 500 запросов. Запросы в список можно добавить вручную списком или загрузить файлом — либо отметить в самом сервисе в списке всех запросов, по которым сайт попадает в индекс. Для удобства подбора есть фильтры по тексту, позиции, количеству показов / кликов.

Чтобы отслеживать позиции, переходите в «Статистику запросов» к нужной группе и пользуйтесь фильтрами: типу устройства, по региону или периоду поиска. Данные в отчетах отображаются на графике и в списке по группам и обновляются раз в 1-2 дня.

Яндекс Вебмастер — удобный и бесплатный инструмент, но у него есть ограничения: он дает отслеживать позиции только в Яндекса и не позволяет анализировать конкурентов.

Google Search Console

Аналогичный предыдущему сервис от Google, который отображает усредненные позиции подключенного сайта.

Посмотреть их можно в отчете «Результаты поиска» раздела «Эффективность». Сервис покажет график, на который разными цветами выведена динамика количества показов и кликов, а также CTR и средней позиции (кликните на поле, чтобы добавить на график или убрать с него тот или иной показатель).

В таблице под графиками есть вкладка «Запросы» со всеми запросами, по которым сайт можно отыскать в Google, и усредненной позицией по каждому из них.

Данные можно уточнить по дате и фильтровать по странице, стране, устройству и пр.

Ограничения у этого инструмента те же, что у Яндекс Вебмастера: один поисковик, отсутствие информации о конкурентах, отставание в отчетах до двух дней.

SpyWords

Инструмент конкурентной разведки, которым клиенты eLama могут пользоваться бесплатно — через наш маркетплейс. Чтобы авторизоваться в SpyWords через eLama, кликните на него в списке маркетплейса в личном кабинете и согласитесь на передачу персональных данных.

Инструмент собирает данные о SEO-продвижении и поисковой рекламе любых сайтов в Яндексе. Есть также данные об органической выдаче в Google — но только по Москве.

В SpyWords можно посмотреть:

  • с кем вы конкурируете в поиске;
  • какие у конкурентов офферы, УТП, посадочные страницы;
  • по каким запросам они попадают в органическую выдачу и дают рекламу;
  • где вы с ними пересекаетесь по семантике;
  • как выглядит их семантическое ядро;
  • каковы их приблизительные бюджеты на поисковую рекламу;
  • на каких местах отображаются объявления — ваши и конкурентов.

Статистику запросов можно скачать одним файлом. Показатели можно оценивать в том числе в динамике. База данных обновляется раз в 20 дней.

Также с помощью инструмента можно сравнивать домены и подбирать запросы. Вот подробная инструкция по работе с ним.

«Топвизор»

Платный сервис для мониторинга позиций сразу в нескольких поисковых системах — кроме Яндекса и Google, это Go.Mail, Спутник, Рамблер, Bing, Yahoo. Это работает не только для сайтов, но и для страниц и сообществ во ВКонтакте, роликов и каналов на YouTube, приложений в Google Play и App Store. Покупать можно как проверки по отдельности (7 коп. за позицию), так и тариф от 999 до 29 990 руб. в месяц, с которым проверки стоят до 30% дешевле. Тестовый режим включает бесплатную проверку по 200 запросам.

«Топвизор» отслеживает позиции в режиме реального времени и показывает их в динамике. Для проверок можно установить расписание — тогда он будет снимать позиции, допустим, раз в неделю и показывать, что за эту неделю изменилось.

Данные выводятся в зависимости от региона или типа устройства пользователя, а также по конкретным страницам сайта. Анализировать позиции можно не только по себе, но и по пяти конкурентам из топа выдачи.

Инструмент интегрируется с Яндекс Метрикой и Google Analytics, а также Яндекс Вебмастером и Google Search Console — это дает возможность подтягивать в статистику данные о переходах, например.

А еще у «Топвизора» есть функции подбора ключевых слов, кластеризации (то есть группировки) запросов, а также бесплатное расширение для Google Chrome, которое нумерует позиции в выдаче.

Rush Analytics

Платный инструмент для мониторинга выдачи Яндексе и Google, который собирает и визуализирует на графиках изменение позиций, а также посещаемости, видимости и так далее.

В первую очередь это сервис поисковой аналитики для сбора ключевых слов, оценки поискового спроса и кластеризации поисковых запросов, а проверка позиций — это одна из его функций. В числе полезных возможностей: интеграции с сервисами веб-аналитики, анализ позиций конкурентов, составление семантического ядра и ТЗ для копирайтера.

У Rush Analytics широкая тарифная линейка: по три индивидуальных и корпоративных тарифа от 500 и 5999 руб. в месяц соответственно, тестовый период длится неделю.

Как выбрать сервис

Это далеко не всё, на рынке есть и другие инструменты, например, «Пиксель Тулс», Seowork, SeRanking и другие. Выбор того или иного зависит от количества запросов, по которым вы продвигаетесь, требуемой глубины аналитики и потребности в дополнительных услугах и инструментах. Вот что по этому поводу говорит наш SEO-специалист.

Алёна Киреева SEO-специалист eLama

Обычно все ориентируются на цену и удобство интерфейса. Скажем, у «Топвизора» он очень понятный, у Seowork и Rush Analytics — тоже, есть графики и диаграммы, чтобы было удобнее показывать клиенту в отчете.

Важны дополнительные опции: можно ли снимать позиции по мобильным устройствам, по регионам отдельно (и по скольким), можно ли отслеживать конкурентов, есть ли инструменты для технической проверки своего сайта, можно ли к сервису прикрутить Яндекс Метрику и Яндекс Вебмастер для более полного аудита и контроля.

Также важный момент — общение с техподдержкой. Rush Analytics и «Топвизор» отвечают быстро, в течение нескольких минут, максимум — до получаса. И там, и там можно общаться в чате, это удобно. У «Топвизора» есть еще и чат в Telegram, где можно на что-то пожаловаться или попросить помощи.

Чем шире функциональность, тем SEO-специалисту проще: все операции в одном кабинете, все данные в общем хранилище и легко поддаются сравнению, при необходимости можно сделать выгрузку любого периода своей работы. «Топвизор» и «Пиксель Тулс», например, дают весьма широкие возможности — почти всю работу с семантикой, индексацией и позициями можно делать в одном месте. Но они и самые дорогие.

В целом сервис тем дешевле, чем меньше его возможности и известность. Но их трудно сопоставлять — тарифы обычно такие мудреные, что мало что понятно на глаз. Нужно рассчитывать затраты индивидуально, пробовать и сравнивать».

Пробуйте, ищите подходящее — и удачи вам в продвижении сайта!

* Источник данных: platonik.co.uk.

eLama, контент-маркетолог