Подписаться на рассылку

Анализ конкурентов и сбор семантики — существенная часть работы специалистов по SEO-продвижению и контекстной рекламе. На какие параметры стоит обращать внимание и как ускорить рутинные процессы с помощью инструмента бесплатного маркетплейса eLama, читайте в материале.

Виктор Беляков менеджер проектов Keys.so

Анализировать конкурентов в рекламной и органической выдаче нужно всегда — и при запуске новых продуктов или услуг, и в действующих проектах. Расскажу, как сделать это быстро и удобно с помощью Keys.so — инструмент регулярно обновляет базу данных по Москве, Санкт-Петербургу и еще 16 регионам России, а также Минску и Нью-Йорку. Для части регионов доступны данные не только из Яндекса, но и из Google, информация по рекламе собирается из Директа — рекламной выдачи и инструмента «Прогноз бюджета».

Зачем анализировать конкурентов

Регулярный анализ конкурентов позволяет:

  1. Находить ключевые фразы, выявлять контент-стратегии и наработки, которые можно внедрить на своем сайте.
  2. Определять слабые и сильные места своего проекта — и повышать его конкурентоспособность.
  3. Всегда быть в тренде и понимать, что сейчас актуально и работает.
  4. Обнаруживать новые рынки и маркетинговые стратегии.

Не нужно изобретать велосипед — достаточно грамотно поработать с доступной информацией, чтобы выходить на рынок со сформированным, привлекательным для аудитории предложением. Разберемся, какая именно информация пригодится и как ее использовать.

Что анализируем

При анализе органической и рекламной выдачи важно обращать внимание на следующие параметры:

  • ключевые показатели сайтов конкурентов: трафик, позиции и другие;
  • историю изменений — как сайт развивался по месяцам: когда его позиции росли, а когда он был в просадке;
  • структуру сайта: популярные разделы, новые и потерянные страницы;
  • объявления в поиске и РСЯ;
  • УТП, дизайн, структуру посадочных страниц.

Разберем их подробнее.

Ключевые показатели конкурентов в органической и рекламной выдаче

В первую очередь необходимо анализировать данные:

  • по SEO — трафик с поиска, количество страниц в выдаче, результативность и другие;
  • по контекстной рекламе — трафик, прогноз бюджета, количество объявлений и запросов и другие;
  • по ссылкам: входящие и исходящие ссылки, Domain Rating, ссылающиеся и исходящие домены, ссылки по IP и другие.

В Keys.so доступна полная сводка с этими данными, большая часть значений кликабельна — можно перейти в детальные отчеты для более глубокой аналитики.

История изменения параметров

Динамику по сайту конкурента (и своему тоже) нужно проверять для понимания, в какие месяцы было больше запросов в поисковой рекламе, больше или меньше объявлений. В разрезе SEO — в какой месяц была просадка по ключам, например, в топ-10, а в какой месяц, сайт взлетел.

График истории изменения параметров также доступен на сводке доменов.

Структура сайта

Анализ структуры сайта позволяет:

  • увидеть, в каком разделе больше всего страниц и прикинуть ориентировочный трафик на каждый из разделов;
  • посмотреть, на какие информационные или коммерческие разделы конкурент делает ставку, как он продает — «в лоб» или с помощью полезного контента в блоге.

Чтобы посмотреть структуру сайта конкурента, кликаем в отчете «Органическая выдача» → «Дерево страниц».

Основные конкуренты

Найти конкурентов не всегда просто и очевидно — вы можете считать конкурентами одни сайты, а по факту ими оказываются другие. В сводке по домену в Keys.so можно кликнуть на отчеты по конкурентам в органике и в рекламе.

Далее выставляем фильтры по тематичности и похожести и находим сайты с наиболее релевантным пересечением по ключевым фразам с нашим сайтом. Если раз за разом поднимать тематичность и похожесть, в отчете будет оставаться всё меньше сайтов, но они будут наиболее релевантными.

Еще один способ найти главный конкурентов — по кластерам ключевых запросов в рекламной и органической выдаче. Для этого используем «Инструменты» → «Доля конкурентов по поисковым фразам».

Ключевые фразы

По ключевым фразам также можно проанализировать выдачу топ-50, чтобы представлять, с какими сайтами вы конкурируете в органической выдаче.

Статистика по тематико-образующим ключевым фразам в Keys.so отображает, какие объявления встречаются на поиске в премиум-показах и в остальных показах.

Поисковая выдача

Анализ поисковой выдачи помогает определить присутствие конкурентов по пулу запросов в органической выдаче и в поисковой рекламе.

Например, берем кластер ключевых запросов, которые связаны с окнами ПВХ, и пробиваем по ним выдачу топ-50: «Запросы» — «Подсветка топов».

В отчете отображаются сайты, которые наиболее часто встречаются по этим ключевым запросам.

Далее получаем статистику — сверху вниз располагаются главные конкуренты. Здесь же указаны посадочные страницы, которые индексируются по этим запросам.

Контекстная реклама конкурентов в целом

При анализе рекламных кампаний конкурентов важно обращать внимание на заголовки, тексты и посадочные страницы объявлений. Быстрые ссылки позволяют найти сезонные УТП, предложения о скидках или подарках — обычно такие ссылки ведут на посадочную страницу, но с другими якорями.

Также пригодится информация по количеству запросов — если отсортировать объявления по этому параметру, вверху окажутся топовые объявления сайта, которые ранжируются по максимальному количеству ключевых фраз в контексте.

И РСЯ отдельно

Анализ объявлений в РСЯ позволяет оценить креативы, заголовки и тексты, посмотреть посадочные страницы объявлений с UTM-метками. Важный параметр — количество дней в открутке. Объявление, которое используется длительно, приводит наиболее эффективные конверсии.

В Keys.so доступны отчеты РСЯ как по отдельному сайту, так и по всей нише РСЯ целиком. Можно смотреть по ключевым фразам...

...и по вхождению URL — например, в отчете по интересующему вас сайту использовать фильтр «URL содержит нужное вхождение». Так можно увидеть все объявления, которые откручиваются по сайту и соответствующим запросам.

Сайты конкурентов

Keys.so позволяет проанализировать до 1000 сайтов одновременно с помощью инструмента «Пакетный анализ». Для этого необходимо ввести список нужных сайтов и нажать «Обработать».

Далее сайты можно отсортировать по важным параметрам и определить самых крупных игроков в поиске или контексте.

Популярные страницы сайта

Анализ популярных страниц дает понимание, на что делает ставку конкурент и какие аналогичные разделы можно создать.

В Keys.so определять популярные страницы сайта удобно с помощью сортировки по видимости: «Органическая выдача» → «Страницы сайта». Отчет показывает сайты с наибольшим количеством ключевых фраз в топ-1 и топ-50, которые привлекают максимум трафика.

Проверка рекламы по URL

Также полезно анализировать рекламу по конкретным URL. Например, находим топовый раздел, выставляем фильтр «URL содержит вхождение» и видим, что на этот раздел еще и откручивается дополнительная реклама. Таким образом можно посмотреть, какие именно объявления использует сайт для продвижения раздела.

Динамика позиций сайта

За позициями сайта конкурента полезно следить и SEO-специалистам, и тем, кто работает с рекламой. Например, если ключевой конкурент выпал из топ-10 по запросам, вы можете зайти с рекламой по этим запросам с аналогичным предложением.

Увидеть динамику по конкретным запросам также можно в Keys.so: «Органическая выдача» → «Запросы» → клик на позицию в таблице.

Потерянные страницы и запросы конкурентов

Отчеты по потерянным страницам и запросам показывают, какие разделы выпали у конкурентов из органической выдачи и по каким запросам они перестали ранжироваться. Теперь вы можете занять место конкурентов по этим разделам и запросам.

Отслеживание изменений у конкурентов

Чтобы постоянно повышать эффективность рекламных кампаний недостаточно проанализировать конкурентов разово — нужно регулярно мониторить их позиции, количество запросов, трафик и другие параметры. Такая возможность есть Keys.so — добавляете сайт конкурента в «Мои проекты» и настраиваете оповещения в Telegram или на почту после того, как хотя бы один из интересующих вас параметров изменится.

Собираем семантику

После комплексного анализа конкурентов переходим к сбору семантического ядра для SEO и контекстной рекламы.

Составляем общий отчет по фразам конкурентов — для этого добавляем их в инструмент «Групповой отчет» и создаем сводный отчет по всем запросам.

Здесь можно фильтровать семантику по частоте и количеству сайтов, которые ранжируются по ключевым словам, чтобы выделить наиболее релевантные запросы и получить готовую семантику.

Используем общую базу запросов

База Keys.so включает:

  • 100 млн запросов, по которым регулярно снимается выдача;
  • 700 млн запросов, которые можно использовать для сбора семантики;
  • информацию по 13 млн доменам;
  • 25 млн поисковых объявлений Яндекс Директа и 8 млн объявлений РСЯ.

Полученные фразы можно отфильтровать по маркерным запросам, выгрузить в отдельный файл и использовать с другой найденной семантикой по интересующим вас конкурентам.

Парсим подсказки с помощью Wordstat

Расширить семантику помогает сбор дополнительных ключевых фраз в Wordstat. Для этого выбираем «Запросы» → «Онлайн-парсинг частотности».

В отчете можно посмотреть частотность фраз, выявить популярные запросы и возможную сезонность.

Собираем поисковые подсказки

Поисковые подсказки помогают понять интересы потенциальных клиентов — периодически проверяем их и обязательно дополняем свою семантику: «Запросы» → «Сбор поисковых подсказок».

Расширяем маркерные запросы

Например, вам нужны дополнительные ключевые слова для запроса «пластиковые окна». Переходим в «Запросы» → «Дополняющие фразы», пишем нужную фразу и получаем список связанных запросов — можно даже посмотреть процент похожести.

Ищем новые идеи

В этом же отчете можно посмотреть, как еще пользователи ищут товары или услуги. Продолжим с пластиковыми окнами. Для этого выбираем фильтры «Запрос» → «Не содержит» → «Пластиковые». И получаем разные варианты — «окно купить», «окна ПВХ» и так далее.

Не всегда синонимы или альтернативные названия очевидны — инструмент помогает расширить список фраз для рекламы.

Определяем точки роста для сайта

Это важный момент как в анализе конкурентов, так и в сборе семантики. Точки роста — ключевые фразы, по которым показывается ваш конкурент, но не рекламируется ваш сайт.

В Keys.so можно собрать семантику под целевой раздел и посадочную страницу. Чтобы сравнить сайты в контексте, органической выдаче или по ссылкам, выбираем «Сайты» → «Сравнить сайты».

Также можно собрать семантику под определенную услугу: «Органическая выдача» → «Страницы сайта», в фильтрах задаем URL. Такой подход позволяет проанализировать нужные разделы и собрать семантику конкретно под них.

А если в отчете кликнуть «Конкурирующие страницы», то можно увидеть, какие ключевые фразы для рекламы аналогичных разделов используют конкуренты.

Группируем запросы

Это конечная точка сбора семантики. В Keys.so собрать семантику и отфильтровать ее по общим URL органической выдачи помогает инструмент «Кластеризатор».

Каждая группа — отдельная посадочная страница. Для SEO можно брать полученные группы и оптимизировать под каждую страницу сайта. Для рекламы — делать под группу одно или несколько объявлений для рекламной кампании.

Анализируйте конкурентов комплексно, отслеживайте их позиции и ключевые фразы в динамике и находите новые идеи, чтобы ваши кампании были еще эффективнее. Упростить эти задачи помогает Keys.so — инструмент доступен бесплатно на маркетплейсе eLama.

 

Начать работу