Контент-план помогает продвигать бизнес в соцсетях системно и эффективно. На что ориентироваться при подборе публикаций в коммерческую группу и какие инструменты упрощают создание контент-плана для сообщества ВКонтакте, читайте в статье от SMMplanner.
Контент-план необходим как специалисту — для достижения целей бизнеса через эффективное привлечение и удержание аудитории, так и заказчику — для контроля результатов. Разберем на примерах, что должно быть в документе, где брать идеи для регулярного постинга и как оформить контент-план для ВКонтакте.
Что такое контент-план и для чего он нужен бизнесу
Контент-план — это стратегический документ, в котором расписываются:
- типы и темы публикаций для блога или группы ВКонтакте;
- способы и сроки создания и публикации контента;
- цели публикации;
- статистика опубликованных материалов и другие нюансы — в зависимости от проекта и требований бизнеса.
Такой документ позволяет подходить к созданию контента системно и целенаправленно — с ним проще избежать спонтанных постов, не соответствующих общей стратегии, и простоя в постинге из-за того, что у SMM-специалиста «нет вдохновения».
Контент-план помогает:
- ставить цели и выстраивать стратегию ведения соцсетей;
- придерживаться четкого графика выхода публикаций;
- оптимизировать рабочее время и рационально распределять ресурсы;
- избегать напряжения из-за поиска идеи в последний момент;
- анализировать результаты конкретных постов, корректировать стратегию и более эффективно взаимодействовать с аудиторией.
Шаг 1: определяем цели и задачи контент-плана
Универсальная контент-стратегия бизнеса во ВКонтакте должна быть направлена на увеличение охвата аудитории, повышение вовлеченности подписчиков и привлечение новых клиентов. Для этого необходимо публиковать разнообразный и интересный контент, соответствующий интересам ЦА.
Основные цели контент-плана:
- увеличивать узнаваемость бренда и привлекать потенциальных клиентов. Для этого важно регулярно публиковать информацию о продуктах и услугах компании, проводить различные акции и конкурсы, а также предоставлять полезную информацию для аудитории;
- поддерживать активность подписчиков — вовлекать их в диалог, задавать вопросы, проводить опросы и регулярно общаться с аудиторией. Также важно следить за обратной связью и учитывать пожелания пользователей;
- помогать в управлении репутацией бренда и решении возникающих проблем. Необходимо быть готовыми к критике и конструктивной обратной связи, а также быстро реагировать на негативные комментарии и решать возникающие конфликты.
А еще контент-план помогает рассказать аудитории о новом продукте, привлечь ее на сайт, повысить информированность об услуге, собирать обратную связь и многое другое. Главное условие, при котором инструмент будет эффективным вне зависимости от специфики и целей бизнеса, — соответствие контента интересам, потребностям и стилю общения ЦА.
Шаг 2: изучаем аудиторию
За хорошими результатами продвижения стоит грамотная стратегия, которая опирается на глубокое изучение целевой аудитории бизнеса. Найти ее можно на сайте компании и других площадках, где она уже присутствует, в соцсетях конкурентов.
Что нужно знать о своей аудитории:
- пол, возраст, географические данные;
- социальный статус, место работы;
- семейное положение;
- основные интересы;
- проблемы и потребности.
Эту информацию можно собирать с помощью статистики соцсетей, парсеров, встроенной аналитики сервиса автопостинга, а также опросов, исследований, обратной связи.
Для рекламы сообщества и более точного попадания в интересы ЦА стоит сегментировать ее на отдельные, более узкие группы и для каждой готовить объявления, которые с большей вероятностью ее заинтересуют.
Шаг 3: формируем идеи для контент-плана группы во ВКонтакте
Во ВКонтакте есть несколько типов групп: бизнес-сообщества, развлекательные, новостные, тематические группы, личные блоги. Контент-план публикаций должен учитывать и формат страницы, и общие тенденции — например, во ВКонтакте аудитория больше тяготеет к полезному и развлекательному контенту, чем к экспертным и узкоспециализированным публикациям.
Для коммерческих сообществ актуален информационный, репутационный и продающий контент, направленный на увеличение узнаваемости, привлечение клиентов и рост продаж. Но также важно включать в план публикации, вызывающие эмоциональный отклик.
Можно опираться на универсальное соотношение типов постов для сообщества ВКонтакте:
- 20 % — продающие публикации: презентации, скидки, отзывы;
- 80 % — полезный и развлекательный контент: лайфхаки, новости компании, фотографии, юмор, интересные факты, цитаты.
В выборе форматов помогает изучение страниц конкурентов и предпочтений аудитории. Например, в 2024 году актуальны:
- посты с фото и текстом;
- анимация — для привлечения внимания;
- видео — презентации, отзывы, обзоры;
- карточки товаров на виджете-витрине и в постах;
- клипы — аналог Reels;
- истории и сюжеты — аналоги сторис и «Актуального»;
- статьи — полезные лонгриды с хорошим форматированием;
- опросы — интерактивы для получения обратной связи и вовлечения подписчиков в общение;
- рассылки в личные сообщения — только по базе подписчиков, которые дали на это согласие.
Можно выбрать несколько из них и протестировать — что откликается аудитории, а какие форматы — мимо. Чтобы развивать сообщество и удерживать интерес подписчиков, нужно также регулярно экспериментировать, вводить новые рубрики, проверять гипотезы и при необходимости корректировать стратегию.
Где брать идеи для контент-плана
При регулярной работе с контент-планом рано или поздно возникает вопрос — где найти новые классные идеи. Вот несколько способов:
- Изучать группы конкурентов и сообществ с похожей тематикой — какие темы и форматы нравятся подписчикам, как администраторы взаимодействуют с аудиторией, что сейчас в тренде в вашей сфере. Стоит обращать внимание на эффективные виды контента и адаптировать их под себя. И наоборот — не использовать форматы, которые не находят отклика у аудитории. Помните, что неуникальный контент во ВКонтакте не поощряется, а воровство строго наказывается — за этим следит алгоритм Немезида.
- Собирать фактуру через обратную связь и экспертов — проводить с ними интервью и задавать вопросы клиентам, использовать свой и чужой опыт, изучать форумы и комментарии аудитории, тестировать гипотезы. Информацию можно собирать из любых доступных источников — это требует больше времени и сил от автора контента, но в результате получается проработанный, интересный и уникальный контент.
- Пользоваться генераторами идей. Можно использовать готовые идеи постов от SMMplanner и дорабатывать их под себя — это большая подборка универсальных публикаций и всегда актуальных тем с инструкциями по адаптации. Мобильный аналог — Telegram-бот Геннадий, который присылает по запросу рандомные примеры постов и может придумывать темы, мифы и популярные вопросы для любой сферы.
- Работать с нейросетями. Например, ChatGPT может генерировать не только идеи, но и целые контент-планы на неделю, месяц или другой срок. В Росии использовать нейросеть без регистрации аккаунта на сайте OpenAI удобно через инструмент AI ассистент в SMMplanner — он доступен бесплатно на маркетплейсе eLama. Инструмент предоставляет готовые темы и описание для каждой публикации — если первая версия контент-плана не подошла, можно продолжать генерировать варианты и сохранять наиболее удачные.
- Обратиться к помощи SMM-специалиста или маркетолога. От вас потребуется только описание ниши, продукта и анализ аудитории.
Как часто публиковать посты
Универсальная частота постинга — 3-5 публикаций в неделю. Но это количество может отличаться в зависимости от потребностей аудитории — для определения времени и интенсивности публикаций важно проанализировать активность ЦА за отчетный период.
Чтобы контент выходил без перебоев, в плане стоит зафиксировать сроки подготовки постов — лучше делать их заранее и хотя бы на неделю вперед. В идеале — подготовить материалы и настроить автопостинг, чтобы оптимизировать время на работу с контентом. Например, в сервисе SMMplanner можно сразу запланировать публикации на определенные дни недели и время.
Шаг 4: создаем визуал для публикаций
При подготовке контента часто нужно не только написать текст, но и подобрать или сделать иллюстрацию, которая привлечет внимание аудитории.
В этом поможет онлайн-редактор Холст, аналог Canva в SMMplanner. В нем есть все необходимые инструменты для быстрого создания креативов по готовым шаблонам или с нуля:
- библиотека бесплатных макетов для разных типов публикаций;
- фоны, элементы, эффекты, которые можно применять к тексту и объектам;
- встроенные шрифты и редактор текста, возможность загружать свои фирменные шрифты;
- возможность создавать свои шаблоны дизайна и стили;
- встроенные пресеты размеров картинок для разных форматов и площадок;
- умная обрезка фона, работа со слоями и другие инструменты редактирования;
- возможность работать с SVG.
Вместе с другими возможностями инструмента SMMplanner Холст доступен бесплатно на маркетплейсе eLama. Освоить редактор поможет бесплатный курс «Дизайн для соцсетей с 0».
Шаг 5: оформляем контент-план сообщества во ВКонтакте — образец
Универсальный способ оформления контент-плана — в обычной таблице Excel.
Еще один вариант — динамичный контент-план в сервисе автопостинга. Здесь можно планировать, сортировать публикации, смотреть статистику отдельных постов, управлять выходом контента с командой.
И еще несколько примеров оформления контент-плана сообщества во ВКонтакте.
Вы можете создать документ с нуля или воспользоваться универсальными готовыми контент-планами от SMMplanner и адаптировать их под себя.
Контент-план готов. Что дальше?
После того, как вы создали контент-план и запустили его в работу, важно отслеживать выполнение целей, заданных на старте. В этом помогает статистика бизнес-сообщества.
Если данных не хватает, можно использовать сторонние сервисы — например, встроенную аналитику сервиса автопостинга SMMplanner. В отчете по подключенной странице отображаются вовлеченность, охват, реакции и другие метрики как в целом по сообществу, так и по отдельным публикациям. На маркетплейсе eLama аналитика SMMplanner также доступна бесплатно. Перейти к инструменту →
Главное
- Контент-план необходим для системной работы по развитию сообщества и достижению целей бизнеса.
- Для создания плана публикаций важно хорошо понимать свою аудиторию, ее интересы и потребности. В изучении ЦА помогают статистика соцсетей и встроенная аналитика сервисов автопостинга, специальные парсеры и сбор обратной связи от пользователей.
- Чтобы привлекать и удерживать внимание аудитории, не теряя фокуса на бизнес-целях, лучше чередовать форматы: информационные и продающие посты — с развлекательным, «легким» контентом.
- Черпать идеи для контента (но не копировать посты!) можно в группах конкурентов, через опросы и любую другую обратную связь от клиентов, интервью с экспертами и в специальных сервисах — последние не только поделятся идеями, но и помогут сгенерировать посты.
- Отслеживание и анализ результатов публикаций — важнейший этап для оценки эффективности контент-плана. Ориентируясь на точные и наглядные метрики — охваты, вовлеченность, реакции — можно корректироваться стратегию, экспериментировать с форматом, стилем, содержанием и частотой публикации постов, чтобы улучшать показатели и повышать эффективность продвижения во ВКонтакте.