Подписаться на рассылку

Уже несколько лет поисковые системы Google и Яндекс предъявляют к сайтам медицинской тематики повышенные требования в части качества предоставляемой информации. Разбираемся, какие нюансы стоит учитывать, если вы хотите вывести в топ поисковой выдачи сайт медицинского центра или клиники.

Поисковые системы ответственны за качество информации, которую они предоставляют пользователям в поисковой выдаче. Особенно это касается такой важной сферы, как здоровье.

Индексация сайтов медицинской тематики проходит в два этапа: сначала сайт технически оценивают поисковые роботы, а затем его качество дополнительно проверяют асессоры Яндекса или Google. Разберем, каким критериям должен соответствовать сайт.

От чего зависит продвижение и что такое E-A-T и Proxima

В 2018 году Google выпустил обновление алгоритма Medical Update. Оно затронуло сайты, «влияющие на финансовое благополучие, здоровье, жизнь, счастье и безопасность людей». Теперь на индексацию таких сайтов, в том числе и медицинской тематики, стали влиять E-A-T-факторы.

Аббревиатура E-A-T расшифровывается как:

  • expertise — экспертность. Система оценивает, обладает ли автор материала высоким уровнем знаний в определенной области. Чаще всего мы говорим о формальной экспертности на уровне контента. Например, для поисковиков лучше, если материал о прорезывании зубов напишет педиатр;
  • authoritativeness — авторитетность. Пункт о репутации человека или сайта в конкретной отрасли: чем чаще сайт или человек становятся источником информации по теме, тем выше их авторитетность;
  • trustworthiness — достоверность. Она включает в себя правдивость, прозрачность и точность контента. В их числе — корректность контактов на сайте, наличие фактических ошибок или ссылок на достоверные источники.

В 2021 году Яндекс тоже представил сигналы качества сайта Proxima — они во многом созвучны принципам E-A-T.

Основной смысл E-A-T и Proxima — сделать так, чтобы в топе поисковых систем был контент, созданный экспертами в своей нише. В частности, по тематике медицины — врачами и другими профильными специалистами, чьи знания и уровень квалификации можно подтвердить.

Некоторые эксперты говорят, что E-A-T не является фактором ранжирования, но практикующие SEO-специалисты в русскоязычном сегменте видят вопрос иначе.

Так, мы в агентстве eLama считаем, что по E-A-T ранжируются все ресурсы, где достоверность и компетентность информации первостепенна: новостные сайты, юридические порталы, финансовые проекты и др. Все такие сайты относят к категории YMYL — «Your Money or Your Life», т.е. «Кошелек или жизнь». К критически важным темам относится и медицина.

Конкуренция между сайтами клиник, агрегаторами и агрессивной рекламой довольно сильная. Поэтому сайты медицинской направленности — независимо от специализации и масштаба — требуют особого подхода при продвижении в поисковых системах.

SEO в 2022-м

Из-за пандемии коронавируса вопрос здоровья стал критически важным для всех без исключения. Поэтому требовательность к сайтам медицинской тематики многократно выросла: и поисковые системы, и сами пользователи теперь более притязательны к качеству контента конкретного ресурса.

Поэтому при продвижении сайтов медицинской тематики мы советуем придерживаться следующих принципов.

Создать под каждую услугу отдельную страницу

Важно разделять информацию на вашем сайте: например, рассказывать на отдельных страницах про типы ЭКГ или виды анализов. Во-первых, так сайт точнее отвечает на запрос потенциального клиента, чтобы на странице он смог найти информацию для своего случая. Например, пользователю с запросом об операции на подбородке важнее узнать конкретные рекомендации, а не почитать о пластике в целом.

Во-вторых, отвечая на конкретный запрос пользователя в рамках отдельной посадочной страницы, вы разделяете аудиторию, а не пытаетесь угодить всем сразу. Приведем пример: пользователь ищет психиатра для ребенка, но у клиники есть только одна общая страница направления «психиатрия». В этом случае релевантность запроса нарушается, потому что результат не соответствует более узкому запросу пользователя. Оптимальное решение — сделать подстраницу про психолога для ребенка. Таким образом можно угодить и пользователям, и поисковым системам.

Понятная структура позволяет сократить путь пользователя на сайте: ему не придется блуждать в поисках ответа на свой вопрос. Источник: Zigmund. online

На страницах с услугами должна быть вся важная информация: описание процедуры, условия ее проведения, цены, сроки, преимущества и возможные последствия. Не забывайте добавлять важные памятки по подготовке к процедуре, список возможных необходимых предварительных анализов и обследований, противопоказания — словом, сделайте так, чтобы клиенту оставалось только записаться на прием.

Сделать навигацию и структуру сайта простыми

Аудитория всегда хочет находить прямой и понятный ответ на свой поисковый запрос. Но это только начало пользовательского пути. Если сайт оптимизирован и содержит качественный контент, пользователь попадает на релевантную страницу, которую он начинает оценивать. И поэтому важно, чтобы дальнейшее взаимодействие с сайтом не вызывало у него сложностей.

Помните: человек, который ищет медицинские услуги, как правило, чувствителен к восприятию информации, и лишняя путаница при взаимодействии с онлайн-ресурсом может заставить его покинуть сайт.

Примеры удачно оформленных навигационных меню сайтов медицинских учреждений. Источники: 1, 2

Поработайте над разделами меню, подстраницами, элементами навигации, а также над блоками с рекомендациями и сопровождающим контентом: статьями с релевантной информацией, ответами медперсонала на вопросы пациентов или, например, видео с комментариями врачей. Это не только привлечет клиента, но и отправит поисковым системам сигнал, что сайт удобен и соответствует запросам целевой аудитории. Эти сигналы — например длительные визиты пользователей — называются поведенческими факторами и имеют огромную роль в ранжировании сайтов.

Показать, что в клинике работают профессионалы

В каждом разделе медицинских услуг добавьте информацию о методах работы, технологиях лечения, аппаратуре и используемых препаратах. Создайте профили специалистов по направлениям, не забудьте указать их профессиональное образование и квалификацию.

У посетителя не должно оставаться сомнений, что он имеет дело с современной квалифицированной медицинской организацией. Поэтому дайте ему максимально развернутую информацию, закройте все «боли» и возражения аудитории. А поисковые системы оценят, что пользователи не уходят с сайта клиники, не ищут другой веб-сайт и совершают активные действия на вашем сайте.

Уделить внимание отзывам

Подробные информативные отзывы дают сайту преимущество. Они не только укрепят уверенность клиента в качестве предоставляемых услуг, но и продвинут ваш сайт с точки зрения SEO.

Во второй половине 2021 года Яндекс начал активно бороться с ложными и некачественными отзывами — удалять из результатов поиска сайты, где выявлены накрученные или покупные отзывы и, напротив, поощрять сайты, где отзывы точны, подробны, с фотографиями или видео, подтверждающие реальный визит клиента или покупку.

Отзывы стоит размещать в отдельном разделе сайта или на страницах с услугами. Важно, чтобы отзывы были от реальных клиентов. Чем точнее отзыв — есть имя врача, детали приема, длительность процедуры и т. д. — тем больше доверия он вызывает.

Работать над контентом

Экспертный контент, если в нем дается грамотный ответ на определенный вопрос, приносит визиты пользователей по информационно-справочным запросам. Чем больше таких визитов, тем быстрее продвигается медицинский сайт в поисковых системах.

Кроме того, грамотный контент улучшает поведенческие факторы и формирует лояльность аудитории к медицинскому учреждению: у пациента еще до посещения медцентра создается его положительный образ. Чтобы наглядно показать, что мы имеем в виду, говоря об экспертном контенте, можно почитать, например, блог московской клиники доказательной медицины «Рассвет». Вдохновляет.

Хорошо, если на сайте клиники будут публикации разного типа, например:

  • профильные материалы сотрудников;
  • стандартный справочник по терминам, заболеваниям;
  • ответы на общие вопросы, которые часто интересуют аудиторию.

Если ваша деятельность как-то связана с COVID-19, уделите внимание этой тематике.

  1. Пациенты должны быть на 100% уверены в том, что ваша деятельность безопасна, качество предоставляемых услуг соответствует стандартам лечения и профилактики, специалисты следят за актуальностью требований и методик выполнения любых процедур, ведь клиники — места повышенного риска заражения.
  2. Можно выделить отдельный информационно-справочный раздел, в котором специалисты медучреждения будут отвечать на распространенные вопросы клиентов, информировать о правилах предоставления услуг в период ограничений.

С точки зрения SEO, достаточно проанализировать поисковые запросы, актуальные по этой теме, получить обратную связь от сотрудников клиники и собрать наиболее частые вопросы, которые задают пациенты. Так можно сформировать ТЗ для автора материала и вместе с экспертами-врачами подготовить подробный и полезный контент.

Проработать служебные разделы сайта

В частности:

  • блоки о клинике — историю, информацию о сфере деятельности, достижения и значимые вехи;
  • информацию о персонале — с отдельным профилем на каждого специалиста с фото, персональными сертификатами и дипломами, описанием карьерного пути и пр.;
  • данные о графике работы, адресах, отделениях и лабораториях по каждому направлению;
  • формы записи на прием и контакты каждого офиса/лаборатории/отдела; раздел о технологиях и оборудовании медицинского учреждения;
  • стоимость услуг.

Заполнить раздел с нормативно-правовой документацией

Такой раздел регламентирован Федеральными законами «Об основах охраны здоровья в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ», а также приказами Министерства здравоохранения. Кроме того, в том числе и по документации асессоры поисковых систем оценивают сайты медицинской тематики.

Документация, как правило, размещается в разделе с общей информацией о клинике. Не забудьте включить:

  1. Учредительные документы.
  2. Лицензии на деятельность — нормативная документация предоставляется согласно требованиям для вашего направления деятельности.
  3. Информацию об участии в программах ОМС и ДМС. Перечень страховых и иных компаний, с которыми вы сотрудничаете.
  4. Данные о госучреждениях, которым вы подчиняетесь или под контролем которых вы находитесь территориально.
  5. Согласие на обработку персональных данных (ФЗ-152).

Проверить, удобно ли заполнять формы отправки заявок

В диалоге с потенциальным клиентом важно найти золотую середину — выразить заботу, но и не оттолкнуть слишком назойливым побуждением к записи, например, предоставляя ему сразу три варианта связи с вами. Пользователь и так может сомневаться и переживать из-за процедуры, а настойчивая форма и всевозможные попапы его только оттолкнут.

С точки зрения SEO, удобство заполнения форм, использования конверсионных кнопок — «Связаться с нами», «Записаться на прием» и т .д. — относятся к категории коммерческих факторов и также учитываются.

Поэтому для поисковой оптимизации и улучшения пользовательского опыта стоит:

  • внимательно подойти к названиям форм. Например, на странице записи к конкретному врачу будет корректнее создать форму «Записаться на прием к <Имя>», чем «Оставить заявку»;
  • точно, но без давления или навязывания, сформулировать призыв к действию (CTA). Избегайте агрессивной агитации вроде «Записаться прямо сейчас!», предпочитайте нейтральный тон коммуникации;
  • сделать количество заполняемых при записи полей минимальным. Пользователи не любят тратить много времени на заполнение большой «анкеты» — чем больше полей, тем больше шансов, что клиент застрянет на каком-то шаге;
  • сопроводить действия пользователя вежливым «подкреплением» вроде «Ваша запись успешно произведена», или «Спасибо, ваша заявка уже обрабатывается»;
  • сообщать об успешном выполнении действия и ненавязчиво обращать внимание, если пользователь что-то сделано неверно. Пример: если пользователь пропустил какое-то из полей формы, выделить это поле нейтральным цветом и добавить подпись «Пожалуйста, добавьте информацию».

Важно и то, что качественный информативный сайт дает возможность снимать одну из главных «болей» клиентов — согласие стоимости тех и иных процедур. Когда потенциальный клиент видит качественный проработанный сайт, он больше склонен к компромиссу.

Обратить внимание на цены

Никому не нравится, когда цена скрыта и для ее уточнения нужно дождаться звонка менеджера. Подробный прайс-лист — это стандарт для медицинских организаций. Любая «недосказанность» здесь влечет сомнения в качестве услуг организации — как у пользователей, так и поисковых систем.

Доверие к учреждению возрастает, если у каждой услуги в прайсе будет указана подробная расшифровка-аннотация — то есть будет объяснено, что входит в эту стоимость.

Добавить нужные пользователям инструменты

График приема врачей, возможность записаться к специалистам, в удобное время — любые простые, но полезные «фишки» сайта улучшат поведенческие показатели.


SEO-продвижение для сайтов медицинской тематики — комплексная и ответственная работа, требующая системного подхода. Помимо стандартных для любой тематики базовых работ по внутренней оптимизации, нужно поработать над качеством контента, его актуальности и содержимого.

Сегмент медицинских услуг в ближайшие годы останется высоко конкурентным, отчего все больше медицинских центров, клиник и учреждений будет активно привлекать аудиторию через поисковые системы. Если для вас привлечение новых потенциальных клиентов онлайн также актуально, стоит заняться этим уже сейчас.

Хотите получать новую аудиторию из поисковых систем?

Специалисты eLama готовы провести SEO-аудит вашего сайта

Связаться с нами
контент-маркетолог агентства eLama