Подписаться на рассылку

Чат-бот — это программа, которая с помощью заранее созданных сценариев взаимодействует с сотнями пользователей одновременно. Рынок чат-ботов быстро развивается: они помогают бизнесу автоматизировать продажи и коммуникацию с клиентами, разгрузить службу поддержки и отдел маркетинга. В материале мы разобрали, как самостоятельно создать чат-бота для ВКонтакте.

Бизнес ценит чат-боты за скорость и работу 24/7 — они незаменимы для тех, кому важно всегда быть на связи с клиентами. Бот умеет знакомить клиентов с товарами или услугами, формировать заказы и проводить платежи, передавать заявки в отдел продаж и многое другое.

Во ВКонтакте чат-боты встроены в виджет в шапке сообщества. Для пользователя это выглядит как возможность написать сообщение компании. Но на стороне сообщества ему могут отвечать как администраторы или специалисты техподдержки, так и бот.

Зачем нужен чат-бот во ВКонтакте

Чат-бот — это онлайн-помощник, который автоматизирует ряд задач. Он способен давать пользователю нужную информацию, упрощать коммуникацию бизнеса с аудиторией и экономить время сотрудников. Например, он может:

  • рассказывать пользователю о компании, ее товарах и услугах;

  • принимать и обрабатывать заявки;

  • оказывать техподдержку и отвечать на часто задаваемые вопросы;

  • проводить клиента по воронке продаж и прогревать к покупке;

  • собирать данные о пользователях для последующей аналитики;

  • увеличивать LTV текущих клиентов с помощью рассылок и игровых механик;

  • присылать подарки: стикерпаки, промокоды, купоны с бонусами.

Как компании используют чат-бот во ВКонтакте

Рассмотрим на примерах, как чат-боты помогают бизнесу.

СберКот

Чат-бот Сбербанка присылает цитаты, скидки и акции, перенаправляет в игру «Стартап СберКота» или приложение банка, отправляет подарки и милые стикеры. Так Сбербанк с помощью развлекательного контента держит связь с молодой аудиторией.

СДЭК доставка

В боте службы доставки СДЭК пользователь пишет вопрос или выбирает кнопку с темой обращения. Он может узнать адрес и режим работы пункта выдачи, рассчитать срок и стоимость доставки или получить информацию о заказе по его номеру. Бот помогает разгрузить техподдержку и повышает качество клиентского сервиса.

Skillbox

В боте Skillbox пользователь может заказать консультацию, быстро перейти к списку онлайн-курсов или интенсивов, задать вопрос или прочитать FAQ, а также вызвать специалиста техподдержки. Пользователь знакомится с ассортиментом онлайн-школы в удобном интерактивном формате и это может сократить его путь до покупки.

Как создать чат-бота для ВКонтакте

Создание бота стоит начать со сценария и архитектуры. Сценарий — это последовательность сообщений, которые имитируют живой диалог с пользователем и продвигают его к намеченной цели. Для него нужно продумать цепочки сообщений и их пересечения. Цель — мотивировать пользователя перейти на сайт, зарегистрироваться или оставить контакты — в зависимости от целей бизнеса. Архитектура чат-бота — это его меню вместе с цепочками сообщений.

Чтобы создать сценарий, нужно:

  1. Определить цели. Подумайте, зачем вам чат-бот и чего вы хотите достичь с его помощью. Проанализируйте работу службы поддержки и отдела продаж. Поймите, на что пользователь должен обратить внимание во время диалога и куда прийти в завершении.
  2. Прописать задачи. Поймите, что чат-бот должен уметь делать для выполнения целей. Предположим, ваша цель — автоматизировать знакомство новых клиентов с брендом. Тогда бот должен рассказать пользователю о компании и ее продуктах, а также поделиться полезными материалами.
  3. Продумать меню. Когда вы определили цели и прописали задачи, создайте меню с возможностями чат-бота.
  4. Подготовьте цепочки сообщений под каждую задачу. Предположим, основное меню бота состоит из разделов «О компании», «Товары» и «Доставка». Значит, вам нужно составить минимум три цепочки сообщений, внутри которых могут быть дополнительные цепочки. Для проработки сценариев удобно использовать онлайн-сервисы — например, Coggle, MindMap или Miro.
  5. Продумайте архитектуру чат-бота и переходы между цепочками сообщений. Общение с ботом отличается от стандартной переписки. Продумайте точки пересечения цепочек сообщений: они не должны обрываться. Чтобы диалог не зашел в тупик, оставьте пользователю возможность вернуться на шаг назад или в главное меню.
  6. Выберите подходящий инструмент. Например, конструктор Smartbot Pro позволяет создать бота самостоятельно без привлечения разработчиков. В нем вы шаг за шагом выстроите архитектуру бота. Smartbot Pro бесплатен для клиентов eLama на маркетплейсе eLama.

О том, как запустить рекламную кампанию для сайта и лид-формы в новом кабинете VK Рекламы, читайте в статье.

Два способа создания чат-бота: онлайн-конструктор и код

Разработчик может написать чат-бота самостоятельно. Человек без навыков программирования либо делегирует эту задачу разработчику, либо создает бота в конструкторе — это дешевле и быстрее.

В онлайн-конструкторе можно создать помощника для простых задач бизнеса: обработки заявок, рассылки проведения оплаты, консультации по частым вопросам и другим. Пользователь собирает сценарий бота в простом интерфейсе без кода. Он выбирает события — например, приветствие, форму обратной связи, письмо с новостями, и размещает их на чистом листе. Затем объединяет события в цепочки последовательностей и получает структуру бота, по которой может мысленно пройти путь пользователя.

Самописный чат-бот подходит бизнесу, который ежедневно обрабатывает множество обращений через ВКонтакте. В этом случае нужно собирать больше данных, подробнее сегментировать аудиторию и вести сегменты по разным автоворонкам. Собственный бот может выполнить сложные задачи: например, подтянуть из CRM-системы историю заказов, чтобы спустя время рекомендовать клиенту товары, которые потенциально его заинтересуют. Техническую документацию и требования можно посмотреть в документации для разработчиков VK .

Как выбрать конструктор для создания чат-бота

Есть множество онлайн-инструментов, которые помогают разрабатывать чат-ботов без знания кода — например, Smartbot Pro, Senler, BotHelp или Botmother. Мы расскажем, как выбрать подходящий конструктор:

  • Определите каналы, для которых нужен чат-бот. Узнайте, какими социальными сетями и мессенджерами пользуется ваша целевая аудитория. Подберите конструктор, в котором можно создать бота для этих каналов. Например, Smartbot Pro позволяет создать ботов не только во ВКонтакте, но и в Telegram.
  • Проанализируйте тарифные планы. Узнайте, от чего зависит цена. Стоимость пакета может быть фиксированной или меняться в зависимости от количества сообщений, подписчиков и других факторов. Посмотрите, сколько чат-ботов вы можете создать и какие у них будут возможности.
  • Обратите внимание, какая статистика собирается в рамках выбранного тарифного плана. Убедитесь, что после создания бота вы сможете отслеживать открываемость, кликабельность и другие метрики.
  • Узнайте, как работает служба поддержки. В процессе работы могут возникать сложности, поэтому важно, чтобы вы могли получить консультацию и устранить проблему.
  • Попробуйте бесплатную версию, если она есть. Чтобы не покупать кота в мешке, сначала убедитесь, что конструктор вам подходит.
  • Проверьте качество обучающих материалов. В мессенджер-маркетинге множество подводных камней и разные правила в разных каналах коммуникации. Качественные обучающие материалы от конструктора облегчат вам работу.

Правильный выбор конструктора поможет избежать неоправданных расходов, простоя в работе и потери клиентов.

Как создать чат-бота для ВКонтакте в Smartbot Pro

Для бесплатного доступа к Smartbot Pro понадобится аккаунт eLama. Чтобы сохранять работоспособность бота, в будущем нужно раз в месяц заходить в конструктор с авторизацией через eLama.

Зайдите в Smartbot Pro через eLama

Авторизуйтесь в личном кабинете eLama и в меню слева выберите раздел «Маркетплейс инструментов». Затем найдите в списке Smartbot Pro и нажмите «Использовать бесплатно» — как клиент eLama, вы сэкономите 9000 руб. в год.

Мы в eLama создаем бесплатный маркетплейс инструментов для работы с рекламой. Помимо Smartbot Pro, в нем есть решения для борьбы со скликиванием, сбора аудиторий ВКонтакте, увеличения продаж на товарных маркетплейсах, упрощения отчетности и другие возможности. eLama полностью оплачивает доступ к этим инструментам для своих клиентов.

Узнать о бесплатных инструментах —>

Создайте кабинет в Smartbot Pro

Итак, вы залогинились в конструкторе через eLama. Введите адрес и название вашего кабинета. Название можно выбрать любое — на функционирование бота оно не повлияет.

Выберите шаблон чат-бота

Создайте новый проект, придумайте его название и в правом верхнем углу нажмите «Использовать шаблон». Вы можете выбрать свой собственный сценарий по соседней кнопке «Создать сценарий», но для первого раза нам будет проще показать бота на примере шаблона.

Среди шаблонов выберите «Бот-визитка для бизнеса» — он лучше всего подходит для создания чат-бота и нажмите «Использовать».

Вы увидите архитектуру чат-бота, которую сможете отредактировать позже.

Привяжите чат-бот к сообществу ВКонтакте

А пока сверните окно с ботом и в меню слева перейдите в настройки. Зайдите на вкладку «Каналы», выберите иконку «VK» и нажмите «Создать канал». Это нужно, чтобы чат-бот работал в вашем сообществе ВКонтакте. Для того, чтобы подключить бота к сообществу, вы должны иметь права владельца.

Разрешите Smartbot Pro доступ к вашему аккаунту ВКонтакте.

Ваше сообщество появится в списке каналов. Нажмите на его название, а затем на кнопку «Подключить канал».

Smartbot Pro снова запросит доступ, на этот раз — к вашему сообществу ВКонтакте.

Так сообщество появится в списке подключенных каналов. Если увидите красный восклицательный знак — добавьте токен. Для этого нажмите на «i» справа от надписи «Добавление токена» и затем — на ссылку «Настройки группы».

Вы попадете в настройки сообщества, где нужно разрешить Smartbot Pro доступ для создания ключа — то есть, токена.

ВКонтакте пришлет вам на телефон код аутентификации, а затем сгенерирует ключ в интерфейсе. Скопируйте его и вставьте в строку «Добавление токена», а затем нажмите под строкой синюю кнопку «Добавить токен».

Пропишите сценарий бота

Теперь вернитесь в раздел «Сценарии» в меню слева и нажмите на карточку заготовленного шаблона бота.

В шаблоне уже есть блоки и заготовленные тексты, чтобы вам было легче ориентироваться. Создайте собственные тексты для сообщений, задайте нужные события и кнопки и соедините их в последовательности. Добавляйте новые события, действия и условия с помощью меню слева.

Когда все сделаете, нажмите вверху желтую кнопку «Сценарий не опубликован» и опубликуйте его.

После публикации сценария зайдите в чат-бот и пройдите по всем его веткам с точки зрения пользователя. Удостоверьтесь, что бот не бросает подписчика на полпути и грамотно подставляет одно действие за другим.

Далее вы сможете включать и отключать сценарий в настройках проекта при необходимости.

Эта пошаговая инструкция могла показаться вам непростой, но на самом деле, простой чат-бот — например, такого, который выдает подарок в ответ на промокод, в конструкторе можно сделать всего за 10 минут.

Как привлечь подписчиков в чат-бот во ВКонтакте

Чат-бот может взращивать лиды, продавать товары и услуги и повышать лояльность клиентов. Однако он не может инициировать диалог и привлекать подписчиков.

Рассмотрим несколько способов, которыми можно увеличить количество подписчиков в чат-боте во ВКонтакте:

  • Подключите кнопку действия на странице сообщества ВКонтакте. В кнопку действия вы можете добавить ссылку на своего бота.
  • Запустите рекламу во ВКонтакте. Потенциальные подписчики будут переходить по рекламным объявлениям на страницу сообщества и напишут в бот, если вы объясните, что им это даст.

Читайте также: Как рекламировать сообщество ВКонтакте: от подготовки группы до запуска продвижения

  • Сделайте лид-магнит. Напишите пост и пообещайте подписчикам сообщества выгоду взамен на подписку на чат-бот.

  • Привлекайте аудиторию в бот с помощью контента. Сообщите подписчикам, что чат-бот появился, в нем можно решить вот такие задачи и узнать вот такую информацию.

  • Задействуйте клиентскую базу. Если у вас есть email или SMS-база, отправьте письмо или сообщение с предложением подписаться на нового помощника.

Чтобы чат-бот приносил результаты вашему бизнесу, сделайте его помощником для потенциальных клиентов. Отслеживайте статистику, расширяйте возможности и улучшайте маркетинговую стратегию. Никогда не останавливайтесь на достигнутом: следите за трендами и анализируйте аналогичные инструменты конкурентов. Так вы всегда будете на шаг впереди.