Кроме множества новых нестандартных задач закон о маркировке подарил рынку специфическую категорию саморекламы. Что это такое? Нужно ли маркировать упоминания самих себя на собственном сайте и в своей группе в VK или другой соцсети? Отвечаем на эти суперактуальные вопросы.
Что такое самореклама
Определения саморекламы в законе нет. Согласно нормативным актам, есть реклама — вне зависимости, где вы ее размещаете: на сторонних площадках или на собственном сайте, — а есть информация, которая рекламой не является.
В п.1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» читаем: «Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Согласно приказу ФАС от 14.11.2023, который вносит уточнения в понятие, рекламой не считаются:
- информация, раскрытие или распространение ... которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
Информация о товарах и услугах, которая размещается на сайте производителя либо поставщика или в его соцсетях — это не реклама, если соблюдено одно важное условие: она представляет все позиции ассортимента единообразно, не выделяя какие-то из ряда прочих. В этом случае она подпадает под понятие справочно-информационных материалов из второго пункта списка.
Сайт — это виртуальная витрина. ФАС трактует его по аналогии с реальной: если продукт лежит на полке — это не реклама, а предложение для продажи. Но если над полкой висит баннер со стрелкой и призывом купить по сниженной цене — это уже реклама. Точнее, та самая самореклама, которую нужно маркировать. В другом материале блога мы с юристом разбирали подобные случаи — когда баннер на сайте и пост в группе о товарах из ассортимента были признаны рекламными.
Приведем пример маркировки саморекламы с сайта Ozon. Баннеры на главной странице привлекают внимание к определенным товарам, поэтому промаркированы.
Каталог представляет все товары единообразно — это не реклама, а информация.
Вот простой гайд от ФАС, который поможет вам сориентироваться, нужна ли вам маркировка саморекламы в Интернете, или нет.
Как маркировать рекламу на своем сайте или в соцсетях
В разных ОРД есть возможность промаркировать саморекламу. Например, в Ozon ОРД для этого нужно при создании креатива включить чекбокс «Самореклама» и указать контрагента саморекламы.
Вместо акта достаточно заполнить статистику на вкладке «Статистика».
Резюмируем
- Маркировать нужно любую рекламу, в том числе и самих себя — то есть саморекламу.
- Информация о товарах или услугах на своем сайте и в группах в соцсетях — это не реклама, если она подается единообразно и не выделяет какие-то товары: с помощью цвета, баннера, спецпредложения с призывом купить, закрепления поста/сторис и т. д.
- Если же выделение товаров есть, это скорее самореклама. Тогда ее нужно регистрировать в ОРД — для этого в интерфейсе есть специальный функционал. А если вы сомневаетесь — напишите запрос в ФАС по адресу delo@fas.gov.ru.
Биржа услуг — это один из крупнейших каталогов топовых фрилансеров и агентств. Результат, который вас устроит, гарантирован: вы заплатите только когда заказ будет успешно выполнен.
Заказать услугу →
Больше полезной информации и все свежие новости — в Telegram-канале про маркировку. Подписывайтесь!
Материалы по теме: