Подписаться на рассылку

Как правильно выстраивать финансовые взаимоотношения с блогерами и размещаться у них законно? При помощи юристов проясняем несколько важных нюансов размещения рекламы у инфлюенсеров.

Согласно данным Influencer Marketing Hub, за последние пять лет мировой рынок инфлюенс-маркетинга вырос почти в 10 раз! И это не удивительно: каждый доллар, вложенный в маркетинг влияния, приносит в среднем 5,5$ продаж.

В России внимание к нему резко выросло весной, когда с рынка ушли крупные рекламные системы. В марте количество рекламных запусков в пабликах ВКонтакте увеличилось на 23%, а в каналах Telegram — на 78% по сравнению с февралем (SocialJet). Во втором квартале 2022 года спрос на размещения в микроблогах вырос на 30% (Perfluence).

Реклама у блогеров — это сравнительно новая и мало исследованная сфера, которая к тому же во многом отличается от привычных контекста и таргета. Поговорим об этом и о юридических нюансах, которые важно учитывать, если вы хотите попробовать инфлюенс-маркетинг.

Инфлюенсерский фактор: особенности расчетов с блогерами

Инфлюенсер — это человек-бренд. А где человек — там и человеческий фактор. Так что в работе с ними есть есть нюансы, не типичные для других каналов продвижения.

  1. Большинство блогеров — физлица и работают не по договору. То есть оплатить им рекламу официально и получить закрывающие документы не получится. Но это еще не всё: без документально оформленных договоренностей вы рискуете получить совсем не то, чего ждете. Например, у вас нет гарантий, что инфлюенсер выложит согласованный пост в срок и не удалит его через час. Или что он не сольет в паблик конфиденциальную информацию в случае конфликта.
  2. Часть блогеров — самозанятые. Рекламодатель, который платит за размещения самозанятому, не платит за него НДФЛ — но только пока сумма дохода исполнителя за год не превысит 2,4 млн рублей. После этого плательщик обязан исчислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы за исполнителя. Юрист eLama Ксения Николаева рекомендует обязательно проверять статус самозанятого.
Ксения
Николаева
юрист eLama

Чтобы проверить, не превысила ли сумма дохода самозанятого 2,4 млн рублей, можно:

— зайти на сайт ФНС и проверить, действительно ли физлицу присвоен статус самозанятого;

— попросить самозанятого зайти в личный кабинет приложения «Мой налог» и сформировать в электронной форме справки: о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика НПД и о состоянии расчетов (доходах) по НПД.

Кроме того, важно прописать в договоре с самозанятым, что он обязан в кратчайший срок сообщить об изменении статуса, и предусмотреть для него ответственность за нарушение.

  1. С администратором каждого блога нужно договариваться отдельно. У каждого из них — свои правила и условия. И если вы поступаете мудро и заключаете с ними договоры, для десяти блогов вам понадобится столько же договоров и комплектов закрывающих документов.
  2. Нативные интеграции чаще всего оплачиваются вперед. При этом может случиться так, что публикация выйдет не вовремя или не выйдет вообще — но временной слот будет потерян, и деньги заказчику никто не вернет.
  3. Непрозрачное ценообразование. Инфлюенсеры сами назначают цены за свои публикации, нередко сильно их завышая.

Главная рекомендация по тому, как обойти большинство подводных камней сотрудничества с инфлюенсерами — подбирать тех, у кого есть юрлицо, и заключать с ними договоры.

Компромиссный вариант, который, с одной стороны, снизит риски и сбережет ваши нервы, а с другой, сэкономит массу времени — биржи инфлюенсеров вроде WOWBlogger. Такая биржа позволяет размещаться у большого количества блогеров без необходимости личных контактов, зато с единым договором и комплектом закрывающих документов. А также предоставляет твердые гарантии: если блогер сделает что-то не так, он просто не получит денег, а вам стоимость интеграции вернется на баланс кабинета биржи.

Каталог блогеров сервиса WOWBlogger

Еще один плюс бирж — продуманная и проверенная тарифная политика с ценами, наиболее справедливыми, исходя из рыночной ситуации.

Платформа WOWBlogger поможет вам просто и безопасно разместить интеграцию у блогеров на пяти платформах. Все блоги отобраны и проверены вручную, а реклама маркируется автоматически. На первое размещение eLama дарит бонус 25 000 руб.

Сотрудничать с блогерами легально и выгодно →

Тот-кого-нельзя-называть: как быть с рекламой в запрещенной соцсети

Соцсеть Instagram* принадлежит корпорации Meta*, которая признана экстремистской на территории РФ. Физическим лицам не запрещается ею пользоваться, так что формально сотрудничество с инфлюенсерами не запрещено, ведь покупая у них рекламу, вы финансируете их, а не экстремистскую Meta*. При этом гарантий безопасности такого сотрудничества никто не дает.

Снизить риски можно, если использовать услуги посредников — агентств или сервисов. Например, заказывать рекламу у инфлюенсеров в Instagram*, можно через сервис InstaJet на платформе eLama. Это безопасно, потому что:

  • eLama предоставляет пользователям доступ к InstaJet и не сотрудничает с организацией Meta*.
  • InstaJet не сотрудничает с Meta* и перечисляет деньги только блогерам.
  • Блогеров тщательно проверяют, чтобы гарантировать, что они не связаны с запрещенными организациями, а размещение постов на площадке не нарушает закон.

Все равны перед законом: о маркировке рекламы в блогах

С 1 сентября поправки в закон «О рекламе» ввели в России обязательную маркировку всей digital-рекламы. Теперь каждый креатив нужно еще до размещения регистрировать у оператора рекламных данных (ОРД), а после — ежемесячно отчитываться о его открутке.

Подробнее о новых требованиях и схеме маркировки читайте в материале.

Нативных интеграций в блогах закон о маркировке тоже касается. Согласно разъяснениям ОРД «МедиаСкаут», блогер, который размещает рекламу у себя, выступает в роли рекламораспространителя и должен самостоятельно подавать в ОРД отчетность обо всех рекламных размещениях.

По документально зафиксированной договоренности это может делать за него агентство или рекламодатель. Но делегировать можно только техническую часть. Юридическая ответственность за корректность и полноту подачи остается на блогере. Точно так же, как и ответственность за нарушение правил маркировки для рекламодателя.

Поэтому, если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: убедитесь, что он планирует ее подавать, или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон.

Зарегистрировать креатив и отчитаться о нем без привязки к договору невозможно. Так что если вы хотите маркировать рекламу по закону, работать с блогером без договора не получится.

Узнать ответы на некоторые вопросы, связанные с маркировкой размещений в блогах, можно из материала, который мы подготовили по итогам встречи Ассоциации блогеров и агентств с представителем ОРД «МедиаСкаут».

Жестко закрепленных правил отчетности о размещениях у блогеров не существует, эти вопросы пока прорабатываются на уровне ведомств. Чтобы быть в курсе всех уточнений, подписывайтесь на Telegram-канал, посвященный закону о маркировке.

*Компания Meta, а также ее продукты Facebook и Instagram признаны экстремистскими в России

eLama, контент-маркетолог