Скликивание, или кликфрод, — это накрутка нецелевых кликов по рекламному объявлению конкурента. Цель — скорейший расход рекламного бюджета жертвы. Как правило, кликфрод используется для ведения недобросовестной конкурентной борьбы между самими рекламодателями. Кроме того, источником нецелевых кликов могут быть владельцы небольших рекламных площадок, которые таким образом пытаются повысить собственный рейтинг и заработать больше денег.

Технология кликфрода

Скликивание бывает ручным и автоматическим. В первом случае по вашим объявлениям кликают живые люди — это могут быть как специально нанятые для этих целей фрилансеры, так и друзья недоброжелателя. Во втором случае для кликфрода используются специально написанные скрипты или боты, которые имитируют поведение живого пользователя.

Признаки кликфрода

Как понять, что вас скликивают? Основной признак кликфрода — резко возросшее число переходов по объявлениям без увеличения объема продаж.

Кроме того, вас должно насторожить:

  • очень короткое время визита — пользователь переходит на сайт и тут же покидает его;

  • мало движений мышью, отсутствие скроллинга — пользователь ведет себя так, будто контент ему совершенно не интересен;

  • повторяющееся время визита, браузер и др. — пользователи копируют поведенческие стратегии друг друга;

  • повторяющиеся IP-адреса;

  • источник трафика не совпадает с геотаргетингом кампании
    и др.

При этом важно понимать, что ни один из этих факторов не является однозначным свидетельством кликфрода. Более того, иногда статистика скачет в силу естественных причин:

  • сезонность спроса на товар;

  • изменение в настройках размещения (новые фразы, таргетинги и др.);

  • успех офлайн-рекламы;

  • и др.

Поэтому при подозрении на кликфрод первым делом необходимо проверить, нет ли разумного объяснения происходящему. Возможно, пользователи игнорируют ваш товар, потому что им не нравится дизайн лендинга, и недоброжелатели здесь ни при чем.

Если же с сайтом все в порядке, настройки размещения не менялись и т. п., а нецелевых кликов все больше — самое время обратиться в Яндекс. Эксперты компании проверят подозрительный трафик, и, если факт кликфрода подтвердится, Директ вернет вам деньги.

Как бороться со скликиванием в Директе

Каждому рекламодателю, использующему Яндекс.Директ, по умолчанию доступна автоматизированная защита от скликивания.

Яндекс неоднократно заявлял, что крайне негативно относится к кликфроду. Компании не интересна разовая прибыль, полученная благодаря действиям злоумышленников. Она дорожит своими клиентами и заинтересована в долгосрочном и продуктивном сотрудничестве с каждым из них.

В связи с этим Яндекс всеми силами стремится оградить рекламодателей от скликивания рекламных объявлений: каждый клик в Директе анализируется системой, которая для определения чистоты перехода сверяется со списком из 250 различных характеристик. Переходы по ссылкам, признанные Директом фродовыми, то есть обманными, не учитываются в статистике, а деньги за них не списываются.

Тем не менее системе бывает трудно распознать кликфрод в малых объемах. Поэтому Яндекс предоставляет рекламодателям возможность самостоятельно обезопасить свои объявления.

Защититься от скликивания вручную можно следующим образом:

  • Блокировать подозрительные площадки
    В список заблокированных платформ можно добавить до 1000 доменных имен. Исключение составляет только сам Яндекс и Mail.Ru.

  • Блокировать подозрительные IP
    Список заблокированных IP может включать до 25 наименований.

Кроме того, как было сказано выше, рекламодатель может пожаловаться на подозрительный трафик в службу поддержки Яндекса.

eLama, маркетолог