Домен
Что такое домен сайта простыми словами
Если совсем просто, доменное имя — это название сайта или сервера электронной почты. В информатике этот термин применяется для того, чтобы идентифицировать и группировать компьютеры в сети.
Доменный адрес — часть системы доменных имен (Domain Name System — DNS). Она позволяет преобразовывать понятное человеку имя домена в числовой IP-адрес, компьютеры используют его, чтобы определить расположение устройства и обменяться данными с DNS-серверами — они хранят базу данных доменных имен и соответствующих им IP-адресов. Когда пользователь вводит доменное имя в браузере или отправляет электронное письмо, DNS-серверы автоматически преобразуют название сайта в IP-адрес.
Для чего нужен домен
Домен сайту нужен для его идентификации — по имени сайт легко найти среди множества конкурентов в сети.
Важно разделять понятия «сайт» и «домен». Сайт — это одна или несколько страниц, размещенных на хостинге. Домен только называет сайт, но остается важной составляющей — без него сайт не заработает.
Из чего состоит домен
У доменов иерархическая структура:
- Домен первого уровня — TLD (Top-Level Domain), доменная зона — всё, что находится за точкой: com, ru, org, info. Теоретически доменные зоны указывают, что сайт относится к определенному региону или тематике. Но на деле можно выбирать любую зону за некоторыми исключениями — например, зона edu доступна только для образовательных проектов. Регистрацию доменных имен координирует некоммерческая организация Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — ICANN.
- Домен второго уровня или основной домен — имя сайта. В него могут входить латинские буквы от A до Z, цифры от 0 до 9 и дефис (не в начале и не в конце). Длину домена определяет выбранная доменная зона — например, в зоне com от двух до 63 символов. Регистрируют имена сайтов отдельные компании — регистраторы, аккредитованные ICANN.
- Домен третьего уровня — субдомен, подраздел основного домена. Его может создавать владелец сайта в любых количествах. Судбомен помогает упростить навигацию по сайту, выделить определенную категорию товаров, регион или направление бизнеса — например, в market.yandex.ru market — субдомен. Часто субдомены предлагаются бесплатно в конструкторах сайтов.
Что такое IDN домены
Определение IDN расшифровывается как Internationalized Domain Name — это доменные имена, которые содержат буквы и символы национальных алфавитов. Такие домены расширяют доступность интернета для людей, чьи родные языки не используют латинский алфавит, и позволяют создавать имена сайтов, которые отражают культурный контекст.
Так как система DNS воспринимает только латиницу, для IDN доменов используется система кодирования Punycode — она преобразует доменное имя на любом другом алфавите в латинские буквы и символы. В одном IDN домене могут быть буквы и символы только одного алфавита — например, домен.рф.
Как купить домен: нюансы
Строго говоря, домены не продаются, а сдаются в аренду. Так задумано специально: если предыдущий владелец перестанет оплачивать домен, его сможет арендовать кто-то другой — в интернете не будет заброшенных доменов, которые больше нельзя использовать.
Минимальный срок аренды домена — 1 год, далее он при необходимости продлевается. Если владелец не успевает это сделать, домен освобождается, и через некоторое время его может арендовать кто-то другой.
Некоторые веб-мастера специально выкупают недавно освободившиеся домены — дропы, восстанавливают сайт прежнего владельца домена, откручивают рекламу и получают деньги. Чтобы такого не происходило, важно вовремя оплачивать аренду домена или сразу включить автопродление в личном кабинете на сайте регистратора.
Что сделать перед покупкой домена:
- Проверить его уникальность и доступность. Это можно сделать на сайте регистратора. Если имя занято, есть два варианта: придумать другое или попробовать договориться с владельцем о продаже доменного имени.
- Изучить историю домена — в whois-сервисах или глобальных веб-архивах. Если по истории видно, что домен часто менял владельцев, это повод насторожиться.
- Проверить, не нарушает ли выбранное доменное имя авторское право — например, в сервисе Linkmark. Даже если домен свободен, название может совпадать с существующим брендом.
Если всё хорошо, можно приступать к выбору регистратора и непосредственно к регистрации домена.
Как зарегистрировать домен
При выборе регистратора обратите внимание на отзывы, дополнительные услуги, интерфейс управления доменами. Целесообразнее посмотреть несколько сервисов и сравнить их — в том числе по цене.
Когда определились с регистратором, переходим к покупке домена:
- Вводим имя домена и убеждаемся, что он свободен в нужной зоне. Кладем в корзину.
- Сервис сразу предлагает оплатить хостинг. Также можно выбрать другие дополнительные услуги — например, SSL-сертификат. Оформляем заказ.
- Далее сервис попросит зарегистрироваться — это также можно сделать на первом шаге. Заполняем контактные данные.
- Выбираем способ оплаты и завершаем покупку.
Как правило, домен активируется в течение 15 минут. Управлять им можно в личном кабинете — обновлять настройки DNS, продлевать срок аренды, изменять владельца и многое другое.
В примере выше к домену сразу предлагается хостинг, но если такой услуги нет, его нужно приобрести отдельно. А дальше — создать сайт, с помощью специалистов или в онлайн-конструкторе.
Как узнать, кому принадлежит домен
Можно воспользоваться несколькими методами:
- Сделать whois-запрос. Whois — это публичная база данных, которая содержит информацию о владельце домена. Вводите доменное имя в поисковую строку на сайте Icaan Lookup, DomainTools, Whois+ или другого whois-сервиса, и система открывает доступную информацию о домене, в том числе контактные данные владельца. Некоторые сервисы предоставляют дополнительные сведения — например, историю регистрации.
- Поискать на сайтах регистраторов. Например, на Reg.ru можно посмотреть и проверить информацию о домене.
- Связаться с регистратором напрямую — возможно, у него получится помочь с контактами.
Некоторые доменные имена регистрируются анонимно или используют услугу скрытия личных данных (Whois Privacy). Однако информация о большинстве доменов остается доступной в базе данных Whois.
Главное
- Домен — уникальное имя сайта, которое помогает идентифицировать его в сети среди множества других ресурсов.
- У доменов строгая иерархическая структура: домен первого уровня, основной домен, субдомен.
- Помимо доменов на латинице, существуют IDN домены, которые содержат буквы и символы национальных алфавитов. Такие домены отражают культурный контекст и расширяют доступность интернета для людей со всего мира.
- Перед регистрацией домена важно убедиться, что выбранное имя соответствует правилам по длине и набору символов, свободно в выбранной зоне и не нарушает авторские права. Также стоит проверить историю домена в веб-архиве или специальном whois-сервисе.
- В зависимости от правил регистратора домен покупается — а точнее арендуется — на срок от года. Далее владение доменом необходимо продлять — если этого не сделать вовремя, домен освободится, и его сможет купить кто-то другой.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиLook-alike в рекламе — это технология подбора для показа интернет-рекламы похожей аудитории, то есть людей, которые по каким-то характеристикам схожи с пользователями из исходного списка ваших потенциальных или реальных клиентов.
Performance-маркетинг — это стратегия маркетингового продвижения, направленная на достижение конкретных бизнес-целей. Позволяет оценить, сколько денег приносит реклама, получить измеримые результаты в короткие сроки и заработать больше.
Брендформанс-маркетинг — это подход к продвижению, который сочетает методы и инструменты performance-маркетинга и брендинга: целенаправленность и количественные метрики со стратегическим подходом к формированию и развитию образа компании. Брендформанс позволяет комплексно работать над узнаваемостью компании, оценивая при этом эффективность размещений.