К списку всех терминов

Поисковая система

Термин из темы
Интернет-реклама
Поисковая система — это программное обеспечение или онлайн-сервис для поиска информации в интернете, на определенном интернет-ресурсе или в базах данных. Поисковая система (ПС, поисковик) позволяет пользователям искать информацию, используя ключевые слова или фразы. Результаты она обычно представляет как список ссылок на веб-страницы, документы, изображения, видео и т. д., соответствующих запросу и ранжированных по релевантности — степени соответствия.

Крупнейшие поисковые системы интернета Google, Яндекс, Bing, Yahoo и многие другие ведут поиск по собственным базам, которые они постоянно пополняют, индексируя новые страницы. Чтобы добавить страницу в индекс, ПС посылает на нее поисковых роботов (их еще называют пауками или веб-краулерами), которые сканируют и анализируют контент.

Чтобы показывать пользователям наиболее подходящую информацию, поисковые системы используют различные алгоритмы и методы для определения релевантности результатов поиска. Это в том числе анализ ключевых слов и ссылок между веб-страницами, оценка поведенческих факторов и т. д.

Для чего нужны поисковые системы

Чем больше в интернете сайтов, тем важнее роль поисковиков. В частности, они обеспечивают:

  1. Обширный охват и систематизацию интернет-данных. Поисковики индексируют миллиарды веб-страниц, документов, изображений, видео и так далее, и дают пользователям возможность находить новые ресурсы.
  2. Быстрый доступ к информации и ответы на любые вопросы. Миллиарды веб-страниц не имеют смысла, если среди них нельзя быстро найти нужные данные.
  3. Фильтрацию и сортировку потенциально значимой информации. Даже из подходящих результатов не все надежны. ПС проверяет ресурсы по сотням параметров и выбирает для топа выдачи самые адекватные и надежные.
  4. Возможность поиска внутри конкретных сайтов. Технологии крупных ПС позволяют настроить поиск по контенту определенного ресурса, например, интернет-магазина.
  5. Возможности продвижения и монетизации. Во многих поисковиках можно продвигаться и рекламироваться. SEO — то есть поисковое — продвижение и контекстная реклама — важнейшие способы повышения охватов и источник продаж для любого бизнеса.
Зарегистрируйтесь в eLama, чтобы получить настройку рекламы в Директе в подарок. Всё, что нужно сделать — оставить заявку и пополнить баланс на 10 000 ₽. Все деньги пойдут на оплату рекламы, а специалист eLama настроит кампанию так, чтобы она сработала максимально эффективно.

В целом поисковые системы упрощают жизнь пользователей и служат надежными и функциональными посредниками между производителями и потребителями контента.

Виды поисковых систем с примерами

Поисковики бывают открытыми — то есть общедоступными, и закрытыми — с доступом для ограниченного круга. Также они могут быть внешними — с поиском по всему Интернету, и внутренними — то есть искать информацию среди контента конкретных сайтов или сервисов.

Кроме того, поисковики различаются с точки зрения задач и информации, с которой они работают.

  1. ПС общего назначения — Яндекс, Google, Bing, Yahoo и пр. — помогают всем желающим пользователям искать любую информацию в Интернете.
ПС общего назначения
  1. Специализированные ПС ориентируются на информацию и ресурсы определенных типов. Например, ищут по изображениям, как Яндекс Картинки и Google Images, по видео, как YouTube, по новостям, как Дзен Новости и Google News, по товарам, как поиск Amazon и пр.
Специализированные поисковики
  1. Поисковики людей и контактов часто работают на базе соцсетей, как ВКонтакте, Facebook*, LinkedIn и др. Также они могут быть закрытыми и искать по базе электронных адресов или номеров телефонов, например, сотрудников или клиентов компании.
Поисковики людей и контактов
  1. ПС вакансий и резюме вроде HeadHunter, LinkedIn и Glassdoor связывают работодателей и соискателей.
ПС вакансий и резюме
  1. Картографические поисковики, такие как Яндекс Карты, 2ГИС, Google Карты, Apple Maps, предоставляют информацию о местоположениях и карты местности, а также обеспечивают навигацию.
Картографические поисковики
  1. Системы поиска академических публикаций вроде Google Scholar и Microsoft Academic выдают по запросам научные статьи, исследования и академическую литературу.
Системы поиска академических публикаций
  1. ПС научной и технической информации предоставляют пользователю доступ к специализированным данным — патентам, техническим спецификациям и т. д.
ПС научной и технической информации
В поисковике ФИПС можно искать патенты и промышленные образцы
  1. Поисковики для торрент-файлов позволяют находить и скачивать нелицензионный контент — фильмы, музыку, ПО и т. д.
Поисковики для торрент-файлов
Выдача Rutracker по запросу «контекстная реклама»

ПС каждого из этих типов отвечает разным потребностям пользователей, по-своему индексирует и хранит информацию, ищет по запросам и ранжирует результаты. Тем не менее, в общем все поисковики работают по одному и тому же плану.

Как работает поиск

  1. Индексация. Поисковые роботы переходят по ссылкам на веб-страницах и анализируют их содержание, извлекая текст, изображения и другую информацию.
  2. Систематизированное хранение. Собранная на предыдущем шаге информация о веб-страницах сохраняется в базе данных. База регулярно обновляется и пополняется, чтобы предоставлять для поиска наиболее свежие и актуальные данные.
  3. Обработка и анализ запроса. Система обрабатывает пользовательский запрос и анализирует его: разбирает на ключевые слова и фразы, удаляет стоп-слова (например, предлоги и союзы), проводит другие операции, чтобы понять, чего от нее ждут и какие результаты будут наиболее релевантными.
  4. Поиск и ранжирование результатов. Далее поисковая система подбирает из базы информацию, соответствующую ключевым словам, и располагает ее по степени релевантности запросу.
  5. Отображение результатов. На странице выдачи отображаются заголовки, описания и ссылки на наиболее релевантные страницы. Для большей наглядности поисковик может снабдить их дополнительными элементами: изображениями, видео, подсказками, карточками и пр.
  6. Постобработка. ПС анализирует то, как пользователь взаимодействует с результатами поиска: переходит по ссылкам, уточняет запрос и т. д. Всё это она может учитывать в подсчете рейтинга результатов и их дальнейшем ранжировании.

Поисковик проделывает эту последовательность шагов постоянно, руководствуясь при этом собственными алгоритмами, которые регулярно совершенствуются для большей точности. Эти алгоритмы — коммерческая тайна, команды поисковиков обычно вовсе не раскрывают их или рассказывают о них в общих чертах.

Поэтому специалистам по поисковому продвижению остается соблюдать общие рекомендации, следить, как те или иные изменения страниц сказываются на их позициях — и пробовать, пробовать, пробовать разные варианты поисковой оптимизации.

Клиентам eLama на особых условиях доступны удобные инструменты для оптимизации и продвижения сайтов в топ выдачи поисковых систем. Например, с сервисом конкурентной разведки SpyWords можно посмотреть, по каким SEO-запросам продвигаются конкуренты и какова динамика вашего сайта в сравнении с ними, а также за пару минут собрать семантическое ядро. Через маркетплейс eLama SpyWords можно пользоваться совершенно бесплатно.
Зарегистрироваться →

А сервису SeoWizard можно делегировать большую часть работы по SEO — или вообще всю: он подбирает самые эффективные поисковые фразы, помогает исправлять ошибки на сайте, анализирует конкурентов, формирует безопасную ссылочную массу, помогает автоматизировать рутину и т. д. Подключайтесь к SeoWizard через eLama — и вы сможете оплачивать сервис с общего счета, получать закрывающие документы в едином пакете с другими рекламными системами, чтобы возмещать НДС, а также пользоваться поддержкой Службы Заботы.
Подключиться →

Что влияет на ранжирование в поиске

Позиция сайта в выдаче поисковика зависит от множества факторов. Перечислим основные.

  1. Релевантность контента. По текстовому и другому контенту страницы поисковые системы определяют, насколько она релевантна запросу. Ключевые фразы и их взаимосвязь здесь играют важную роль.
  2. Качество контента. Чем оно выше, тем больше шансов на хорошее ранжирование. ПС делает выводы о качестве на основе уникальности, полноты, актуальности и авторитетности страницы и сайта в целом.
  3. Авторитет и репутация домена. О ней поисковик судит, например, по количеству и качеству внешних ссылок и тому, какие источники ссылаются на него.
  4. Структура веб-страницы. Страницы с ясной и эффективной структурой, заголовками и подзаголовками, прописанными метатегами и описаниями изображений обычно ранжируются выше.
  5. Скорость загрузки. Пользователи не любят ждать загрузки, даже если она занимает 5–10 секунд. Поэтому если страница грузится долго, она может терять в позициях.
  6. Мобильная оптимизация. По данным Яндекс Радара, на мобильные устройства приходится 70% всего digital-потребления. Поэтому то, насколько сайт удобен для выхода со смартфона, закономерно влияет на ранжирование.
  7. Пользовательский опыт. Позиции сайта зависят в том числе от того, сколько времени пользователи проводят на его страницах, сколько страниц просматривают, возвращаются ли после к результатам поиска и т. д.
  8. Локальные факторы — местоположение филиалов и отзывы, если речь идет о геозависимом бизнесе.
  9. Социальные сигналы. Активность бренда в соцсетях также может влиять на позиции его сайта.

Комбинация и значимость этих факторов разнятся от системы к системе, но в целом они отражают оптимальную стратегию продвижения: создавать полезный и качественный контент, оптимизированный по ключевым словам, активно им делиться, работать над доступностью и удобством сайта и т. д.

Главное

  1. Поисковая система — это ПО или онлайн-сервис для поиска информации в интернете, на определенном ресурсе или в хранилище данных. Он принимает от пользователя запрос и выдает перечень результатов, ранжированный по степени соответствия запросу.
  2. Крупнейшие поисковые системы интернета Google, Яндекс и многие другие ведут поиск по собственным базам, которые они постоянно пополняют, индексируя новые страницы.
  3. Поисковики обеспечивают охват и систематизацию огромных объемов данных, возможность быстрого доступа и нахождения ответов на любые вопросы, фильтрацию и сортировку информации и т. д.
  4. Во многих поисковиках можно продвигаться и рекламироваться. Поисковое продвижение и контекстная реклама — важнейшие способы повышения охватов и источник продаж для любого бизнеса.
  5. Поисковики бывают открытыми и закрытыми, внешними и внутренними, а по типу задач подразделяются на ПС общего назначения, специализированные, картографические, научно-технические и др.
  6. Общий алгоритм работы ПС таков: он вносит информацию в индекс, систематизирует и хранит ее, обрабатывает пользовательские запросы, ищет и ранжирует результаты, отображает их и изучает реакцию пользователя. Всё это происходит за доли секунды и повторяется постоянно.
  7. Чем выше сайт в выдаче поисковика — тем больше у него читателей, а у его владельца — продаж. Чтобы ранжироваться выше, нужен качественный, структурированный контент с уместным использованием ключевых слов, авторитетный домен, на который много и по делу ссылаются, технически исправный и быстро работающий сайт, оптимизированный под мобильные устройства. Также на позиции сайта влияют поведение его пользователей, количество и качество ссылок из соцсетей и многие другие факторы, часть из которых команды поисковиков не раскрывают.

*Компания Meta, а также ее продукт Facebook признаны экстремистскими в России

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Look-alike

Look-alike в рекламе — это технология подбора для показа интернет-рекламы похожей аудитории, то есть людей, которые по каким-то характеристикам схожи с пользователями из исходного списка ваших потенциальных или реальных клиентов.

Performance-маркетинг

Performance-маркетинг — это стратегия маркетингового продвижения, направленная на достижение конкретных бизнес-целей. Позволяет оценить, сколько денег приносит реклама, получить измеримые результаты в короткие сроки и заработать больше.

Брендформанс-маркетинг

Брендформанс-маркетинг — это подход к продвижению, который сочетает методы и инструменты performance-маркетинга и брендинга: целенаправленность и количественные метрики со стратегическим подходом к формированию и развитию образа компании. Брендформанс позволяет комплексно работать над узнаваемостью компании, оценивая при этом эффективность размещений.