Поисковая система
Крупнейшие поисковые системы интернета Google, Яндекс, Bing, Yahoo и многие другие ведут поиск по собственным базам, которые они постоянно пополняют, индексируя новые страницы. Чтобы добавить страницу в индекс, ПС посылает на нее поисковых роботов (их еще называют пауками или веб-краулерами), которые сканируют и анализируют контент.
Чтобы показывать пользователям наиболее подходящую информацию, поисковые системы используют различные алгоритмы и методы для определения релевантности результатов поиска. Это в том числе анализ ключевых слов и ссылок между веб-страницами, оценка поведенческих факторов и т. д.
Для чего нужны поисковые системы
Чем больше в интернете сайтов, тем важнее роль поисковиков. В частности, они обеспечивают:
- Обширный охват и систематизацию интернет-данных. Поисковики индексируют миллиарды веб-страниц, документов, изображений, видео и так далее, и дают пользователям возможность находить новые ресурсы.
- Быстрый доступ к информации и ответы на любые вопросы. Миллиарды веб-страниц не имеют смысла, если среди них нельзя быстро найти нужные данные.
- Фильтрацию и сортировку потенциально значимой информации. Даже из подходящих результатов не все надежны. ПС проверяет ресурсы по сотням параметров и выбирает для топа выдачи самые адекватные и надежные.
- Возможность поиска внутри конкретных сайтов. Технологии крупных ПС позволяют настроить поиск по контенту определенного ресурса, например, интернет-магазина.
- Возможности продвижения и монетизации. Во многих поисковиках можно продвигаться и рекламироваться. SEO — то есть поисковое — продвижение и контекстная реклама — важнейшие способы повышения охватов и источник продаж для любого бизнеса.
В целом поисковые системы упрощают жизнь пользователей и служат надежными и функциональными посредниками между производителями и потребителями контента.
Виды поисковых систем с примерами
Поисковики бывают открытыми — то есть общедоступными, и закрытыми — с доступом для ограниченного круга. Также они могут быть внешними — с поиском по всему Интернету, и внутренними — то есть искать информацию среди контента конкретных сайтов или сервисов.
Кроме того, поисковики различаются с точки зрения задач и информации, с которой они работают.
- ПС общего назначения — Яндекс, Google, Bing, Yahoo и пр. — помогают всем желающим пользователям искать любую информацию в Интернете.
- Специализированные ПС ориентируются на информацию и ресурсы определенных типов. Например, ищут по изображениям, как Яндекс Картинки и Google Images, по видео, как YouTube, по новостям, как Дзен Новости и Google News, по товарам, как поиск Amazon и пр.
- Поисковики людей и контактов часто работают на базе соцсетей, как ВКонтакте, Facebook*, LinkedIn и др. Также они могут быть закрытыми и искать по базе электронных адресов или номеров телефонов, например, сотрудников или клиентов компании.
- ПС вакансий и резюме вроде HeadHunter, LinkedIn и Glassdoor связывают работодателей и соискателей.
- Картографические поисковики, такие как Яндекс Карты, 2ГИС, Google Карты, Apple Maps, предоставляют информацию о местоположениях и карты местности, а также обеспечивают навигацию.
- Системы поиска академических публикаций вроде Google Scholar и Microsoft Academic выдают по запросам научные статьи, исследования и академическую литературу.
- ПС научной и технической информации предоставляют пользователю доступ к специализированным данным — патентам, техническим спецификациям и т. д.
- Поисковики для торрент-файлов позволяют находить и скачивать нелицензионный контент — фильмы, музыку, ПО и т. д.
ПС каждого из этих типов отвечает разным потребностям пользователей, по-своему индексирует и хранит информацию, ищет по запросам и ранжирует результаты. Тем не менее, в общем все поисковики работают по одному и тому же плану.
Как работает поиск
- Индексация. Поисковые роботы переходят по ссылкам на веб-страницах и анализируют их содержание, извлекая текст, изображения и другую информацию.
- Систематизированное хранение. Собранная на предыдущем шаге информация о веб-страницах сохраняется в базе данных. База регулярно обновляется и пополняется, чтобы предоставлять для поиска наиболее свежие и актуальные данные.
- Обработка и анализ запроса. Система обрабатывает пользовательский запрос и анализирует его: разбирает на ключевые слова и фразы, удаляет стоп-слова (например, предлоги и союзы), проводит другие операции, чтобы понять, чего от нее ждут и какие результаты будут наиболее релевантными.
- Поиск и ранжирование результатов. Далее поисковая система подбирает из базы информацию, соответствующую ключевым словам, и располагает ее по степени релевантности запросу.
- Отображение результатов. На странице выдачи отображаются заголовки, описания и ссылки на наиболее релевантные страницы. Для большей наглядности поисковик может снабдить их дополнительными элементами: изображениями, видео, подсказками, карточками и пр.
- Постобработка. ПС анализирует то, как пользователь взаимодействует с результатами поиска: переходит по ссылкам, уточняет запрос и т. д. Всё это она может учитывать в подсчете рейтинга результатов и их дальнейшем ранжировании.
Поисковик проделывает эту последовательность шагов постоянно, руководствуясь при этом собственными алгоритмами, которые регулярно совершенствуются для большей точности. Эти алгоритмы — коммерческая тайна, команды поисковиков обычно вовсе не раскрывают их или рассказывают о них в общих чертах.
Поэтому специалистам по поисковому продвижению остается соблюдать общие рекомендации, следить, как те или иные изменения страниц сказываются на их позициях — и пробовать, пробовать, пробовать разные варианты поисковой оптимизации.
Клиентам eLama на особых условиях доступны удобные инструменты для оптимизации и продвижения сайтов в топ выдачи поисковых систем. Например, с сервисом конкурентной разведки SpyWords можно посмотреть, по каким SEO-запросам продвигаются конкуренты и какова динамика вашего сайта в сравнении с ними, а также за пару минут собрать семантическое ядро. Через маркетплейс eLama SpyWords можно пользоваться совершенно бесплатно.
Зарегистрироваться →
А сервису SeoWizard можно делегировать большую часть работы по SEO — или вообще всю: он подбирает самые эффективные поисковые фразы, помогает исправлять ошибки на сайте, анализирует конкурентов, формирует безопасную ссылочную массу, помогает автоматизировать рутину и т. д. Подключайтесь к SeoWizard через eLama — и вы сможете оплачивать сервис с общего счета, получать закрывающие документы в едином пакете с другими рекламными системами, чтобы возмещать НДС, а также пользоваться поддержкой Службы Заботы.
Подключиться →
Что влияет на ранжирование в поиске
Позиция сайта в выдаче поисковика зависит от множества факторов. Перечислим основные.
- Релевантность контента. По текстовому и другому контенту страницы поисковые системы определяют, насколько она релевантна запросу. Ключевые фразы и их взаимосвязь здесь играют важную роль.
- Качество контента. Чем оно выше, тем больше шансов на хорошее ранжирование. ПС делает выводы о качестве на основе уникальности, полноты, актуальности и авторитетности страницы и сайта в целом.
- Авторитет и репутация домена. О ней поисковик судит, например, по количеству и качеству внешних ссылок и тому, какие источники ссылаются на него.
- Структура веб-страницы. Страницы с ясной и эффективной структурой, заголовками и подзаголовками, прописанными метатегами и описаниями изображений обычно ранжируются выше.
- Скорость загрузки. Пользователи не любят ждать загрузки, даже если она занимает 5–10 секунд. Поэтому если страница грузится долго, она может терять в позициях.
- Мобильная оптимизация. По данным Яндекс Радара, на мобильные устройства приходится 70% всего digital-потребления. Поэтому то, насколько сайт удобен для выхода со смартфона, закономерно влияет на ранжирование.
- Пользовательский опыт. Позиции сайта зависят в том числе от того, сколько времени пользователи проводят на его страницах, сколько страниц просматривают, возвращаются ли после к результатам поиска и т. д.
- Локальные факторы — местоположение филиалов и отзывы, если речь идет о геозависимом бизнесе.
- Социальные сигналы. Активность бренда в соцсетях также может влиять на позиции его сайта.
Комбинация и значимость этих факторов разнятся от системы к системе, но в целом они отражают оптимальную стратегию продвижения: создавать полезный и качественный контент, оптимизированный по ключевым словам, активно им делиться, работать над доступностью и удобством сайта и т. д.
Главное
- Поисковая система — это ПО или онлайн-сервис для поиска информации в интернете, на определенном ресурсе или в хранилище данных. Он принимает от пользователя запрос и выдает перечень результатов, ранжированный по степени соответствия запросу.
- Крупнейшие поисковые системы интернета Google, Яндекс и многие другие ведут поиск по собственным базам, которые они постоянно пополняют, индексируя новые страницы.
- Поисковики обеспечивают охват и систематизацию огромных объемов данных, возможность быстрого доступа и нахождения ответов на любые вопросы, фильтрацию и сортировку информации и т. д.
- Во многих поисковиках можно продвигаться и рекламироваться. Поисковое продвижение и контекстная реклама — важнейшие способы повышения охватов и источник продаж для любого бизнеса.
- Поисковики бывают открытыми и закрытыми, внешними и внутренними, а по типу задач подразделяются на ПС общего назначения, специализированные, картографические, научно-технические и др.
- Общий алгоритм работы ПС таков: он вносит информацию в индекс, систематизирует и хранит ее, обрабатывает пользовательские запросы, ищет и ранжирует результаты, отображает их и изучает реакцию пользователя. Всё это происходит за доли секунды и повторяется постоянно.
- Чем выше сайт в выдаче поисковика — тем больше у него читателей, а у его владельца — продаж. Чтобы ранжироваться выше, нужен качественный, структурированный контент с уместным использованием ключевых слов, авторитетный домен, на который много и по делу ссылаются, технически исправный и быстро работающий сайт, оптимизированный под мобильные устройства. Также на позиции сайта влияют поведение его пользователей, количество и качество ссылок из соцсетей и многие другие факторы, часть из которых команды поисковиков не раскрывают.
*Компания Meta, а также ее продукт Facebook признаны экстремистскими в России
Другие термины
Ко всем терминам тематикиLook-alike в рекламе — это технология подбора для показа интернет-рекламы похожей аудитории, то есть людей, которые по каким-то характеристикам схожи с пользователями из исходного списка ваших потенциальных или реальных клиентов.
Performance-маркетинг — это стратегия маркетингового продвижения, направленная на достижение конкретных бизнес-целей. Позволяет оценить, сколько денег приносит реклама, получить измеримые результаты в короткие сроки и заработать больше.
Брендформанс-маркетинг — это подход к продвижению, который сочетает методы и инструменты performance-маркетинга и брендинга: целенаправленность и количественные метрики со стратегическим подходом к формированию и развитию образа компании. Брендформанс позволяет комплексно работать над узнаваемостью компании, оценивая при этом эффективность размещений.