В этом материале разбираем, что такое поисковые подсказки в Яндексе, можно ли попасть в них бесплатно и как запустить там рекламу.
Поисковые подсказки или саджесты — возможные варианты запроса, которые отображаются в выпадающем списке под поисковой строкой в Яндексе, когда пользователь вводит запрос. Система пытается предположить, что ищет пользователь, и показывает популярные запросы.

Обычно показывается около 10 вариантов на один запрос. Подсказки адаптируются под регион пользователя, поэтому для запросов, связанных с местными заведениями (например, «кинотеатр» или «ресторан»), будут отображаться соответствующие варианты. Яндекс собирает все запросы пользователей, добавляет названия энциклопедических статей, музыкальных произведений и другой релевантный контент. Затем запросы проходят через фильтры, которые удаляют редкие запросы, исключают ненормативную лексику, исправляют опечатки и пр. В результате получается база из более чем 100 млн запросов.
Система учитывает рост поискового интереса и появление новых популярных тем. Основной список обновляется минимум раз в день, а для срочных новостей и событий — каждые 30 минут.
Запросы со схожим смыслом, которые приводят к одинаковым результатам поиска, объединяются, например, «подарки на 8 марта» и «подарки к 8 марта» группируются вместе.
При наличии конкретного сайта, который может быть полезен для запроса, показывается навигационная подсказка. Например, для «Википедии» сразу предлагается адрес. Больше о работе поисковых подсказок читайте в Яндексе.

Поскольку поисковые подсказки постоянно обновляются и отражают актуальную ситуацию на рынке, регулярный анализ подсказок может помогать бизнесу оставаться конкурентоспособным и создавать интересный для целевой аудитории контент.
Как бизнес и маркетологи могут использовать поисковые подсказки
- Оптимизировать контент на сайте. Анализ популярных запросов и подсказок помогает понять, как пользователи формулируют свои потребности. Оптимизация заголовков, подзаголовков и структуры сайта под поисковые запросы улучшает его видимость и удобство.
- Рекламироваться по подходящим запросам. В поисковые подсказки можно попасть с рекламным объявлением через Яндекс Директ. Средний CTR объявлений в саджесте, по данным Яндекса, составляет 16%.
- Улучшать пользовательский опыт. Адаптация контента под реальные запросы пользователей и создание удобной навигации повышают удовлетворенность аудитории. Оптимизация сайта с учетом поведенческих факторов улучшает вовлеченность.
- Разрабатывать контент-стратегию. Создание контента на основе актуальных тем, трендов, растущего интереса и популярных запросов повышает его эффективность. Мониторинг поисковых подсказок помогает оценивать результаты и корректировать стратегию.
- Исследовать целевую аудиторию. Анализ запросов помогает выявлять интересы, потребности и сезонные тренды. Определение географических особенностей запросов и изучение конкурентной среды дают ценные инсайты для продвижения.
Может ли бизнес попасть в поисковые подсказки органически
Способов добавить сайт в саджест бесплатно не существует. Можно увеличить шансы на попадание привлекая внимание к ресурсу с помощью увеличения упоминаний сайта или бренда благодаря PR, рекламе у инфлюенсеров, публикаций в СМИ или другой маркетинговой активности.
Увеличить вероятность попадания в подсказки можно с продвижением в Яндекс Директе.
Как работает реклама в поисковой строке Яндекса и как ее запустить
Реклама в поисковых подсказках Яндекса показывается на разных типах устройствах. Миниатюрный рекламный баннер появляется первым в списке подсказок к запросу и показывается только при условии высокой релевантности объявления.

Яндекс отслеживает качество рекламы, оценивая релевантность, время, проведенное пользователями на сайте после перехода по объявлению, и CTR. Эти данные позволяют убедиться, что показы в подсказках не вызывают раздражения пользователей и не снижают эффективность рекламы.
Рекламу в саджесте можно запустить в Единой перфоманс-кампаниии, подробно о ее настройке мы рассказывали в инструкции. Чтобы объявление попало в саджест, не нужно ничего дополнительно настраивать — этот вариант размещения автоматический. Рекламодатель попадает в саджест с первого места блока премиальных показов и получает в среднем на 5% больше трафика.
Напрямую настроить показ объявлений в формате саджеста невозможно, потому что подходящий вариант выдачи подбирает система Директа. Однако можно повлиять на частоту показа вашей рекламы в этом формате, выполнив следующие действия:
-
Улучшить показатель CTR вашего объявления.
-
Добавить корректировку «Саджест» в настройках кампании.

-
Увеличить ставки по ключевым фразам.
Показы объявлений в подсказках невозможно отключить, так как размещение автоматическое. Отрицательные корректировки ставок к саджесту не применяются.
Как проанализировать эффективность рекламы в подсказках
Чтобы оценить эффективность рекламы в саджесте, в Мастере отчетов выберите срез «Вид размещения».

Показы и клики в саджесте не влияют на итоговый CTR рекламной кампании. Это отдельное значение, которое позволяет оценить эффективность размещения в поисковых подсказках.
Как управлять стоимостью показов в подсказках
Для рекламы в саджесте в Директе используется VCG-аукцион. Это значит, что конкретной цены для показа в поисковых подсказках не установлено. Она определяется каждый раз, когда пользователь вводит запрос и зависит от разных факторов: конкуренции, кликабельности объявления, его коэффициента качества и ставки за клик. Подробнее о работе аукциона читайте в нашем другом материале.
А управлять стоимостью показов и кликов в саджесте в Яндекс Директе можно двумя способами:
- Регулируя ставку у объявления.
- Назначая повышающие корректировки в диапазоне от 0 до 1200%.
Итого
Саджест — это не просто техническая функция поиска, а возможности для бизнеса и маркетинга. Инструмент регулярно обновляется и отражает актуальные запросы пользователей. Грамотное использование поисковых подсказок может стать ключом к пониманию потребностей аудитории и созданию эффективных маркетинговых стратегий.
Помните: каждый раз, когда вы видите поисковые подсказки — это не просто случайные фразы, а отражение реального интереса пользователей, их вопросов и потребностей. Используйте эту информацию с умом, и она поможет вам достичь ваших бизнес-целей.