Как делегировать или разумно распределить обязанности по маркировке рекламы и не создать себе проблем? Показываем образец договора и объясняем на примере, какие пункты важно внести в соглашение между участниками цепочки размещения: рекламодателем и агентством, рекламодателем и блогером или блогером и агентством.
По закону № 347-ФЗ, который приняли в прошлом году, каждый участник цепочки размещения digital-рекламы теперь обязан отчитываться о ее запуске и открутке в единый реестр (ЕРИР) через оператора (ОРД).
Маркировка проходит в два этапа: перед запуском креативы нужно зарегистрировать, добавить к ним пометку «Реклама» и идентификатор для отслеживания , а в течение 30 дней после конца месяца размещения отправлять в ОРД отчет с распределением актов по всей цепочке размещения рекламы.
По закону каждый участник цепочки — рекламодатель, посредник и рекламораспространитель — передает в ОРД сведения о себе. Но они могут договориться о том, кто будет регистрировать креативы в ОРД и отчитываться о них.
Крупные рекламораспространители — операторы рекламных систем вроде Яндекс Директа и VK Рекламы — работают по договору-оферте и автоматически передают данные о рекламодателе и креативах в ОРД. То есть если вы — рекламодатель и размещаетесь напрямую в этих рекламных системах, считайте, что уже делегировали обязанности.
Там же, где в дело вступают другие площадки, нужна обязательная регистрация креативов и отчетность в ОРД — а значит, и договоренности о том, кто этим будет заниматься. Рекламодатель может поручить это рекламораспространителю (например, блогеру) или посреднику (например, агентству или сервису). Договоренности важно закрепить документально — внести изменения в контракт или заключить дополнительное соглашение.
Полностью снять с себя таким образом ответственность может только конечный рекламодатель. Для остальных участников цепочки, например, агентств-посредников, ответственность за ненадлежащую отчетность сохраняется. Но они могут по максимуму застраховать риски, если грамотно дополнят договор.
Содержание договора зависит от соглашений сторон и различается от компании к компании. В качестве примера мы покажем вам шаблон договора на размещение рекламы и подсветим в нем фрагменты, которыми важно дополнить перечень обязанностей, пункты об ответственности и конфиденциальности.
Обязанности
Для заказчика: предоставить сведения для передачи в ОРД (п. 2.2.3 в шаблоне).
Для исполнителя: передать эти данные в ОРД, получить идентификатор рекламы, добавить его и пометку «Реклама» к рекламным материалам, передавать отчетность согласно требованиям закона (п. 2.1.7).
В целях соблюдения требований ст. 18.1 Закона «О рекламе» по поручению Заказчика до начала размещения РИМ:
— передать полученные от Заказчика сведения о нем, рекламодателе и о рекламных материалах оператору рекламных данных (ОРД) в целях присвоения рекламным материалам идентификатора;
— получить от ОРД идентификатор рекламных материалов, обеспечить и контролировать его наличие в размещаемых рекламных материалах;
— добавить пометку «реклама», указание на рекламодателя или сайт с информацией о нем в рекламные материалы и контролировать их наличие;
— передавать за Заказчика всю необходимую информацию о распространенных рекламных материалах в Единый реестр интернет-рекламы (далее — ЕРИР) через ОРД в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.
А также отвечать на запросы заказчика в оговоренный срок и вносить исправления по согласованию с ним (п. 2.1.8, 2.1.9).
В течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения запроса от Заказчика предоставлять информацию:
— об идентификаторе рекламы;
— о заключении договора с обязанностью о передаче информации в ЕРИР за Заказчика с лицом, обязанным передавать такую информацию;
— о выборе ОРД.
Вносить исправления в информацию, передаваемую в ОРД и ЕРИР, в случае получения от Заказчика измененной информации и/или получения запроса от ОРД по предварительному согласованию с Заказчиком.
В договоре можно зафиксировать право исполнителя выбирать ОРД на свое усмотрение (конец п. 2.1.7).
А еще — обязанность исполнителя оплачивать комиссии ОРД. Пока что услуги большинства ОРД бесплатны, но в будущем это изменится.
Кстати, если вы — клиент через eLama, вам этот пункт не нужен, потому что через нас реклама маркируется бесплатно.
Ответственность
Для исполнителя: возмещение убытков, если какие-то возложенные на него обязанности не исполняются по неуважительным причинам (п 5.8).
Для заказчика: любые последствия, если они наступили из-за того, что он представил исполнителю некорректные сведения или сделал это не вовремя (п. 5.9).
За нарушение правил маркировки штрафуют с 1 сентября 2023 года. Наказание для физлиц: 10 000 — 100 000 руб., для юрлиц — 200 000–500 000 руб.
Конфиденциальность
Отдельно стоит оговорить, что передача данных для маркировки не нарушает правила конфиденциальности, о которых договорились стороны (п. 9.10).
Всё это можно оформить не вставками в договор, а отдельным допсоглашением о маркировке рекламы.
Подробнее о требованиях закона о маркировке и принципе работы ОРД читайте в материалах блога:
-
Закон о единой системе учета интернет-рекламы: кто и как должен передавать данные в Роскомнадзор
-
Как работать с ОРД для маркировки рекламы: процесс, варианты, контакты
-
FAQ по закону о маркировке рекламы: ответы на главные вопросы
А оставаться в курсе новостей и уточнений правил маркировки вы сможете, если подпишетесь на Telegram-канал.