Отчетность об интернет-рекламе по новому закону происходит через специально созданные организации — операторов рекламных данных. Рассказываем, как работать с ними — через посредников и без.

Этот текст был написан в 2022 году. В 2023-ем мы его обновили. Приятного чтения!

С 1 сентября 2022 года в Рунете стала обязательной маркировка рекламы. По новым правилам все участники цепочки размещения любой digital-рекламы — рекламодатели, рекламные системы и площадки и посредники между ними — должны отчитываться о ней в ЕРИР — единый реестр Роскомнадзора. Но не напрямую, а через ОРД.

Маркировка рекламы

Процесс: что делают ОРД и как с ними взаимодействовать

Операторы рекламных данных принимают от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяют их и направляют в ЕРИР.

О том, какая информация хранится в ЕРИР и как получить к ней доступ, читайте в статье в нашем блоге.

Оператор назначает каждому креативу токен, или идентификатор,— уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания. Идентификатор размещается в кликовой ссылке, в меню adChoice или в тексте поста либо поверх изображения или видео.

Чтобы зарегистрировать креатив и получить на него токен, вместе с ним нужно передать в ОРД сведения о договоре с конечным рекламодателем — то есть тем, кто заплатил за рекламу. Далее участники цепочки должны ежемесячно отчитываться по всем зарегистрированным креативам — актами о выполненных работах.

Важно: по креативам отчитывается тот, кто их регистрировал, и именно в том ОРД, в котором они были зарегистрированы.
​​​Участники цепочки могут поручить регистрацию и отчетность в ОРД кому-то одному, чтобы не отчитываться каждый о своем фрагменте цепочки. То есть передавать информацию можно через рекламную систему (например, Яндекс или VK Реклама) или компанию-посредника (например, eLama).

Срок хранения информации — один год.

В статье в блоге мы подробно разбираем процесс маркировки и отчетности.

Особый случай маркировки — самореклама. Если вам нужно промаркировать что-то на своем сайте или в соцсетях и требуется помощь или консультация по этому поводу, обращайтесь к специалистам на бирже услуг eLama. Они объяснят нюансы и помогут отладить процесс.

Биржа услуг — это один из крупнейших каталогов топовых фрилансеров и агентств. Результат, который вас устроит, гарантирован: вы заплатите только когда заказ будет успешно выполнен.

Заказать услугу →

Варианты: семь ОРД и посредники

В окончательный список вошли все кандидаты на этот статус: операторы VK, Яндекса, Озона, Сбера, МТС и Вымпелкома, а также «ОРД-А» от AmberData.

Как видите, своих операторов учредили крупнейшие рекламные системы, так что большая часть креативов будет маркироваться автоматически — от рекламодателей, фрилансеров и агентств потребуется только указать в рекламных кабинетах дополнительную информацию. Подробнее о маркировке и отчетности в разных системах читайте в статьях:

Кроме того, вы можете воспользоваться инструментарием для маркировки от eLama, чтобы не указывать информацию в разных кабинетах, а также не оформлять отчеты по разным системам в отдельности, если вы представляете агентство или работаете с клиентами как фрилансер.

Подробнее о том, как это работает, мы рассказали в материале блога.

Рекламодатели, агентства и площадки, работающие не через рекламные системы, должны регистрировать объявления и договоры в личных кабинетах ОРД вручную или через API.

Контакты: как связаться с операторами рекламных данных

Часть из них дают возможность завести личный кабинет, с другими возможность регистрации нужно обсуждать дополнительно. Мы собрали их контакты, чтобы вы могли это сделать.

  • ОРД Яндекса, сайт: ord.yandex.ru
  • ОРД VK, сайт: ord.vk.com; email: support@ord.vk.com
  • «Медиаскаут» (МТС), сайт: mediascout.ru; email: client-service@mediascout.ru
  • «Озон ОРД» (Ozon), сайт: ord.ozon.ru; email: info@ord.ozon.ru
  • «ОРД-А» (AmberData), сайт: amberdata.ru/orda; email: welcome@amberdata.ru
  • «Первый ОРД» (Вымпелком), сайт: 1ord.ru; email: support@1ord.ru
  • «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер), сайт: ord-lab.ru; email: info@ord-lab.ru

Как выбрать ОРД

Функциональность операторов немного разная. В частности, не у всех есть:

  • личный кабинет (так, в Яндексе отчетность по креативам подается через Партнерский кабинет Директа);
  • возможность загрузки данных в Excel-формате;
  • возможность загрузки архивов;
  • опция массовой загрузки и т. д.

Интерфейсы у разных систем тоже разные, и даже внешний вид токена от системы к системе различается. Кроме того, не все ОРД уже объявляли о тарифах. После того, как стоимость услуг операторов окончательно определится, это станет важным критерием выбора.

Так что лучший подход — оценить удобство и набор опций и остановиться на оптимальных для себя.

У нашего эксперта Никиты Кравченко есть вебинар по тому, как регистрировать креативы и отчитываться в разных ОРД — там можно посмотреть, как выглядят разные кабинеты.

Кроме того, у большинства ОРД есть «песочницы» — полнофункциональные версии кабинетов, из которых отчетность никуда не отправляется — так, что можно потренироваться (вот как это устроено у Ozon). Доступ к ним обычно можно получить из личного кабинета или через техподдержку.

Чтобы оставаться в курсе уточнений правил маркировки и связанных с ней новостей, подпишитесь на Telegram-канал.
eLama, контент-маркетолог
Telegram Ads
Партнерская программа
WOWBlogger (платформа)
Маркетплейс
Биржа услуг
Маркировка
РК по акции Директ