Email-рассылка
С помощью рассылок можно привлекать новых клиентов и поддерживать связь с существующими, сообщать важную информацию, прогревать пользователя и продавать. Важно при этом создавать максимально персонализированный и полезный контент, чтобы письма открывались, а не отправлялись в спам, а также соблюдать закон. Согласно ч. 1 ст. 18 закона № 38-ФЗ, отправлять рассылки по email можно только тем пользователям, которые на это согласились. Кроме того, у адресата должна быть возможность в любой момент отказаться от рассылки.
Если отправитель шлет своим подписчикам интересные и важные письма, которые они открывают и читают, переходя по ссылкам, он завоевывает хорошую репутацию у почтовых сервисов, и его письма доставляются аккуратно. Если же процент открытия низкий, письма часто отправляются в спам, а в списке адресатов много несуществующих ящиков, репутация отправителя ухудшается — вплоть до автоматического попадания в спам и блокировки рассылок.
Поэтому важно работать над содержательностью и релевантностью писем, а также анализировать и чистить контакт-листы.
Зачем запускают рассылки
Массовая рассылка по email — это многофункциональный инструмент, пригодный для выполнения разнообразных маркетинговых целей. Так, она может помочь:
- Стимулировать продажи — за счет отправки оповещений об акциях, распродажах и спецпредложениях.
- Делать допродажи — например, если после покупки отправлять клиенту подборку товаров, которые также могли бы быть ему интересны.
- Информировать — о новинках, изменениях условий сотрудничества, важных событиях из жизни компании, о том, что происходит в отрасли и на рынке.
- Сохранять контакт с клиентами и поддерживать их лояльность. Например, можно отправлять им письма с благодарностью, предложения от партнеров в подарок за покупку, письма-знакомства от сотрудников и интересными инсайдами или полезными советами и т. д.
- Делиться с пользователями информацией и обучать их. Тематические статьи, руководства, видеоуроки и прочий образовательный контент, если он действительно полезен, работает на укрепление доверия и утверждает ваш экспертный статус.
- Вести потенциальных клиентов по воронке продаж. Создать осведомленность информационным письмом, сформировать потребность описанием характеристик и подборкой кейсов, подтолкнуть к покупке письмом-предложением — такие цепочки можно настраивать для разных категорий пользователей и запускать автоматически.
- Собирать обратную связь — например, проводить опросы и просить отзывы.
Плюсы и минусы email-рассылок
Это недорогой, удобный и функциональный инструмент. В числе его достоинств, например:
- Массовость. Рассылку можно отправить одновременно большому количеству получателей.
- Низкая стоимость. Настроить рассылку — это дешевле, чем запустить контекстную или таргетированную рекламу, а за клики по ссылка в письмах платить не нужно.
- Взаимодействие с целевой аудиторией. Через рассылку вы общаетесь с пользователями, которые подписались на нее — то есть уже проявили к вам интерес.
- Сегментирование и персонализация. Можно отправлять разные письма пользователям разных категорий — с учетом их интересов, поведения и предпочтений. Если персонализировать рассылки по сегментам, можно точно попасть в потребность и установить более глубокий контакт.
- Гибкость формата. С содержанием и посылом, а также с дизайном и версткой можно и нужно экспериментировать. В электронное письмо можно добавить ссылки, картинки и видео, оно может быть, например, подборкой или гайдом, личным обращением, комиксом или сказкой…
- Возможности автоматизации. Специальные сервисы и программные платформы облегчают создание и управление email-рассылками. В них можно настраивать автоответы и отложенную отправку, запускать триггерные цепочки в ответ на определенное действие пользователя на сайте и т. д.
- Аналитика. Информация о количестве открытий, кликов, конверсий позволяет оценивать эффективность рассылок и корректировать стратегию.
Минусы тоже есть:
- Для настройки сложных сценариев — например, с использованием товарного фида, — вам точно потребуются специалисты.
- Чтобы рассылка была эффективной, необходимо постоянно работать с качеством контента — делать его максимально привлекательным, полезным и убедительным, но при этом ненавязчивым.
- Пользователь может отписаться от рассылки. Или закинуть письмо в спам, навредив репутации отправителя.
- Аудитория рассылок со временем выгорает, поэтому ее нужно постоянно пополнять, привлекая новых подписчиков.
- Почтовые ящики, заброшенные их владельцами, могут превращаться в спам-ловушки — с их помощью провайдеры выявляют и блокируют нежелательный трафик.
Виды рассылок
Все рассылки можно условно разбить на четыре большие группы в зависимости от целей и содержания.
- Коммерческие стремятся донести до адресата преимущества бренда, товара или услуги — и продать. К ним, например, относятся рекламные предложения, акции, тематические подборки товаров и эксклюзивные предложения для подписчиков.
- Информационные доносят актуальную и полезную информацию, нацеливаясь на прогрев аудитории и поддержание контакта с ней. Это могут быть письма с новостями, обзорами, аналитикой, отчетами и исследованиями, обновлениям продуктов или услуг; анонсы событий — вебинаров, конференций, встреч; благодарственные письма и поздравления.
- Триггерные отправляются автоматически в ответ на определенные действия на сайте компании. Например, приветствие новому подписчику, напоминание о брошенной корзине, уведомление о том, что интересный пользователю товар появился в наличии
- Транзакционные относятся к триггерным, но носят технический характер и обычно не имеют маркетинговых целей. Подтверждение регистрации, подтверждение заказа, уведомление о доставке, сообщение о сбросе пароля, уведомления о статусе аккаунта или изменении в профиле.
Как выбрать сервис рассылок
Рассылку можно отправить и вручную, лучше делать это через специальный сервис — так проще и можно потом проанализировать результаты. Существует множество таких сервисов: UniSender, MailChimp, SendPulse, Mindbox, DashaMail, Sendsay, MailoPost и мн. др.
Чтобы выбрать подходящий, обратите внимание на:
- Свои цели. Какие рассылки вы будете отправлять чаще — коммерческие, информационные, триггерные — и какие инструменты есть у сервиса для этого.
- Объем аудитории. Некоторые сервисы ограничивают количество подписчиков в зависимости от тарифного плана.
- Бюджет. Бесплатный, платный или премиум вариант?
- Функциональность: возможности создания креативных шаблонов, сегментации аудитории, A/B-тестирования, а также опции автоматизации и глубину аналитики.
- Интеграции. Убедитесь, что сервис легко интегрируется с другими инструментами и платформами, которые вы используете: CRM-системой, системой управления контентом и др.
- Отказ от подписки. Проверьте, поддерживает ли сервис функцию легкого отказа от подписки для соблюдения антиспам-законодательства.
- Антиспам-инструменты. Узнайте, как сервис обеспечивает доставляемость сообщений и какие меры предпринимаются для защиты от попадания в спам.
- Поддержка клиентов. Проверьте наличие и качество технической поддержки.
- Масштабируемость. Некоторые сервисы подходят для небольшого бизнеса, другие — для крупного. Если планируете быстро расти, предусмотрите возможность расширения базы рассылок.
Многие сервисы предоставляют бесплатные пробные периоды, чтобы вы могли оценить функциональность и удобство использования перед покупкой.
Как написать письмо для рассылки
Подготовка хорошего письма требует внимания к деталям, понимания целевой аудитории и следования лучшим практикам email-маркетинга. Вот несколько советов по шагам:
- Определите цель рассылки. Чего вы хотите — прогреть, продать, удержать клиента, привлечь нового? Четкая цель поможет сосредоточиться на результате.
- Придумайте «цепляющую» тему письма. Она должна интриговать и мотивировать получателя открыть сообщение. Избегайте кликбейта и заявлений, похожих на спам — адресат вряд ли оценит такую шутку.
- Обращайтесь лично. Для этого можно использовать имена и другие персональные данные, если вы их собираете.
- Структурируйте и проясняйте. Лучше говорить простым и легким для восприятия языком и избегать больших объемов сплошного текста.
- Будьте внимательны. Проверяйте грамматику, орфографию и форматирование, чтобы избежать ошибок и негативного восприятия.
- Добавляйте иллюстрации. К каждой прописывайте альтернативный текст (Alt), потому что некоторые почтовые клиенты могут блокировать изображения.
- Призывайте к действию. Если вы ждете от пользователя конкретных действий — сообщайте ему об этом с помощью CTA, сall-to-action: «Купить сейчас», «Подписаться», «Узнать больше» и т. д.
- Проверяйте. Перед отправкой рассылки смотрите ее на разных почтовых клиентах и устройствах, чтобы убедиться, что она выглядит и работает корректно.
- Тестируйте. Проводите A/B-тесты, чтобы понимать, какие элементы — заголовки, CTA, изображения и т. д. — лучше работают.
- Не частите. Лучше не перегружать аудиторию чрезмерным количеством сообщений, чтобы не утомлять ее и не рисковать получить отписку.
- Соблюдайте законы. Включите возможность легкой отписки от рассылки и убедитесь, что она работает.
- Анализируйте. Отслеживайте результаты рассылки: количество открытий, кликов, конверсий и отписок. Используйте эти данные, чтобы оценить эффективность и сделать выводы на будущее.
Email-маркетинг — это настоящее искусство, которое требует тщательного планирования, тестирования и оптимизации. Наблюдайте за результатами, делайте выводы и оттачивайте практику, чтобы получать от рассылок максимум эффективности.
Ключевые показатели эффективности
Оценка эффективности email-рассылок критически важна для улучшения результатов и достижения маркетинговых целей. Перечислим главные метрики и методы.
Open Rate — открываемость. Процент писем, которые были открыты получателями. Open Rate показывает, насколько привлекательным был заголовок и предварительный текст письма.
CTR, Click-Through Rate — кликабельность. Процент получателей, которые кликнули по ссылкам в письме. Дает понять, насколько успешно сообщение мотивирует получателей.
UR, Unsubscribe Rate — отписки. Процент получателей, которые отписались от рассылки после получения письма.
Конверсии — количество получателей, которые выполнили желаемое действие после клика по ссылке в письме. Это может быть покупка, регистрация, скачивание и т. д.
CAR, Cart Abandonment Rate — брошенные корзины. То, сколько клиентов добавили товары в корзину, но не завершили покупку после перехода по ссылке из письма.
ROI, Return on Investment — возврат инвестиций. То, насколько вложения в рассылку окупились.
Кроме того, важно анализировать:
- Эффективность сегментации аудитории и персонализации сообщений. Сравнивайте результаты между разными сегментами и группами получателей.
- Конверсионный путь (термин Conversion Path) — то, какие шаги совершают получатели после клика по ссылке в письме. Этот путь можно оптимизировать для увеличения конверсии.
- Эффективность рассылки в зависимости от времени отправки.
- Обратную связь от пользователей.
Оценка эффективности email-рассылок — процесс постоянного улучшения. Используйте данные и аналитику, чтобы принимать информированные решения и оптимизировать будущие кампании для всё более высоких результатов.
Главное
- Определение email-рассылки — массовая отправка писем по email от имени компании по базе подписчиков.
- По закону отправлять рассылки по email можно только тем пользователям, которые на это согласились. Кроме того, у адресата должна быть возможность в любой момент отказаться от рассылки.
- Рассылка — это многофункциональный инструмент, пригодный для выполнения самых разных маркетинговых задач. Она может помочь прогревать потенциальных клиентов, стимулировать продажи, информировать, сохранять контакт с клиентами и повышать их лояльность, собирать обратную связь по работе компании.
- У формата есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, рекламная рассылка по email — это большой охват, низкая стоимость, легкость в запуске и возможность обратиться к пользователю лично. С другой — высокие требования к качеству контента и необходимость постоянно работать с базой и показателями эффективности писем.
- Рассылки бывают коммерческие, информационные и триггерные. Вид триггерных — транзакционные, с технической информацией.
- Для настройки рассылок есть специальные сервисы: UniSender, MailChimp, SendPulse, Mindbox, DashaMail и проч.
- KPI для рассылок: открываемость, кликабельность, конверсии, возврат инвестиций, отписки и др.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.