LTV
По данным экспертов из Фонда развития цифровой экономики, аналитической компании Coffee Analytics и платформ Mindbox и Owox, в России и СНГ только 33% компаний используют метрику LTV. Почти все они — 98% — находят ее полезной для бизнеса.
Зачем знать Lifetime Value
Рассчитывать и анализировать этот показатель в динамике важно, чтобы:
- вычислять реальный коэффициент возврата маркетинговых инвестиций (ROMI);
- прогнозировать вероятную прибыль на ближайшие месяц, квартал, год; определять сумму, нужную для привлечения новых клиентов, и составлять рекламный бюджет;
- сегментировать целевую аудиторию, выявлять ту, взаимодействие с которой выгоднее, и более точно на нее таргетироваться;
- понимать эффективность разных каналов привлечения покупателя;
- формировать группы наиболее и наименее лояльных покупателей для разработки и развития программы лояльности;
- работать над стратегией удержания клиентов.
Как рассчитать LTV
Формул несколько, мы приведем две — простую и развернутую. Первая подходит для анализа прошлых результатов, вторая помогает прогнозировать LTV.
LTV в маркетинге: формула попроще
Учитывает совокупный доход компании, траты на их привлечение и количество покупателей, дает приблизительное значение LTV.
Допустим, за месяц вы заработали 708 000 руб., и у вас было 90 клиентов. Рекламный бюджет составил 60 000 руб.
LTV = 708 000 — 60 000 / 90 = 7612
То есть один клиент принес вам в среднем 7200 руб.
Развернутая формула
Она учитывает больше показателей, а потому LTV будет точнее.
Здесь для нескольких составляющих есть свои формулы:
- GML — это средняя прибыль с одного клиента за весь период работы с компанией. Чтобы рассчитать ее, умножьте коэффициент прибыли (AGM) на средний чек (AOV).
- R — коэффициент удержания, процент клиентов, которые возвращаются за повторной покупкой. Чтобы узнать его, нужно вычесть из количества клиентов на конец периода количество клиентов в течение месяца и разделить на количество клиентов на начало периода.
- D — это средняя скидка, которую предоставляет компания. Для долгосрочного прогноза здесь берется ставка дисконтирования — процентная ставка, которая позволяет рассчитать стоимость будущих денег на момент расчета.
Рассчитаем для примера LTV типографии на квартал. Начнем со средней прибыли. Допустим, коэффициент прибыльности компании (AGM) — 50%, то есть 0,5, а средний чек (AOV) — 3700 руб. Тогда:
GML = 0,5×3700 = 1850
Рассчитаем коэффициент удержания. В начале квартала у типографии было 70 клиентов, а в конце — 90. 8 клиентов ушли, но появилось 28 новых. Значит:
R = (90 — 28) / 70 = 0,89
На повторный заказ клиент получает скидку 5% (то есть 0,05). Учтем это в итоговом расчете:
LTV = 1850 х (0,89 / (1 + 0,05 — 0,89)) = 10 290
Получается, что за квартал типография получает с одного клиента в среднем 10 290 руб. Планируя маркетинговые и другие затраты, нужно иметь в виду эту цифру.
Важно! Расчет по формулам дает вам средние значения. Поэтому если рассчитывать LTV для слишком большой и разнообразной аудитории, можно получить неверные данные. Так что разумнее всего определять LTV не по всей базе, а в разных клиентских сегментах по отдельности.
Как понять, много это или мало
Главная метрика для сравнения с LTV — это CAC (Customer Acquisition Cost): то, сколько компания тратит на привлечение новых клиентов. Чтобы рассчитать CAC, разделите суммарные расходы на маркетинг за период на количество новых клиентов.
Предпочтительное соотношение LTV и CAC — 4:1. Если LTV и CAC примерно равны — это значит, что бизнес не получает прибыли. То есть стратегию нужно срочно корректировать: повышать LTV и снижать CAC.
Чтобы оптимизировать расходы на привлечение клиентов, нужно тестировать разные каналы продаж, увеличивать эффективность рекламных кампаний, работать над повышением конверсии сайта, использовать безбюджетный и виральный маркетинг и так далее.
Материалы по теме:
- Как повысить конверсию рекламы, чтобы получать больше заявок и продаж
- Как поднять конверсию лендинга, чтобы получать больше заявок: чек-лист и рекомендации
Как увеличить LTV
Хороший LTV — это не только высокий средний чек, но и высокий Retention — показатель повторных продаж. По данным Invesp, удержание существующего клиента обходится в среднем в пять раз дешевле, чем привлечение нового. Поэтому важно думать не только об этапе первой продажи, но и о том, что произойдет с клиентом после нее.
Главное для хорошего Retention — чтобы клиент был доволен продуктом или сервисом, коммуникацией во время и взаимодействием после покупки. А как еще можно работать с ним и с LTV в продажах?
- Используйте в связке разные каналы взаимодействия с клиентами: ремаркетинговые рекламные кампании, email-рассылки, чат-боты, уведомления в смс и мессенджерах. Чем больше касаний — тем лучше вас помнят и проще вернутся.
- Используйте апселл (продажу более дорогой версии продукта) и допродажи (когда к основным товарам предлагаются дополнительные).
- Расширяйте продуктовую линейку, чтобы увеличивать целевую аудиторию и иметь больше вариантов для допродаж.
- Собирайте данные о своих покупателях и сегментируйте аудиторию. Персонализированные кампании, акции и распродажи помогают удерживать клиентов.
- Разработайте понятную и выгодную программу лояльности, которая будет мотивировать клиентов возвращаться к вам.
- Используйте реферальные программы — пусть клиенты приводят к вам друзей и получают бонусы.
- Собирайте и обрабатывайте обратную связь. Так вы поймете, что в продукте или сервисе можно улучшить. Кроме того, честные и подробные отзывы — это плюс к доверию к вам со стороны потенциальных клиентов.
Главное
- LTV — это количество денег, которое клиент оставляет в компании от первой до последней покупки.
- Знание LTV помогает понимать эффективность маркетинговых каналов, выстраивать стратегию, прогнозировать прибыль, сегментировать аудиторию, удерживать клиентов.
- Разные формулы расчета LTV позволят анализировать прошлые результаты и прогнозировать новые.
- Чтобы понять, насколько хорош показатель LTV, его нужно сравнить с CAC — это то, сколько компания тратит на привлечение новых клиентов.
- Чтобы увеличивать LTV, нужно повышать Retention — показатель повторных продаж.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиBrand Lift — это исследование, которое рекламная платформа или исследовательская компания проводит, чтобы выяснить, как медийная кампания влияет на восприятие бренда. Оно помогает понять динамику узнаваемости бренда и других показателей медийной рекламы, которые сложно поддаются исчислению, в отличие от охвата, показов, кликов и CTR.
CAC (Customer Acquisition Cost, стоимость привлечения клиента) — это показатель, который отображает, во сколько бизнесу в среднем обходится привлечение нового клиента или покупателя.
CPA (Cost per Action, цена за действие) — это сумма, в которую рекламодателю обходится определенное действие пользователя, перешедшего по рекламе. Этим действием может быть, например, покупка товара, регистрация в сервисе, подписка на рассылку, заполнение формы и так далее.