CAC
Отслеживание CAC (Customer Acquisition Cost) имеет несколько целей:
- Оптимизация затрат на маркетинг и рекламу. Расчет CAC позволяет компаниям оценить эффективность рекламных кампаний и каналов привлечения клиентов. Слишком высокая CAC может указывать на нерентабельный канал или неэффективную стратегию продвижения. Отслеживание метрики позволяет определять подобные проблемы и принимать меры для сокращения затрат.
- Бюджетирование и планирование. Зная стоимость привлечения клиента, специалисты могут более точно планировать маркетинговые расходы и будущие кампании. Показатель помогает определить, сколько денег следует выделить на продвижение, чтобы достичь желаемого количества новых клиентов.
- Оценка окупаемости. Сравнение CAC с LTV (Lifetime Value) клиента помогает оценить, насколько окупаемы маркетинговые затраты. Если LTV превышает CAC, значит, что компания получает прибыль от каждого клиента.
- Принятие решений о развитии маркетинговой стратегии. Имея данные о метрике, бизнес может принимать обоснованные решения о выборе каналов и управлении ресурсами. Например, если какой-то канал привлечения имеет низкий CAC и высокий ROI, компания может выделить больше сил и денег на это направление.
Так, отслеживание CAC помогает компаниям эффективнее использовать свои ресурсы, улучшать маркетинговые стратегии и принимать обоснованные решения в отношении привлечения и удержания клиентов.
Как рассчитывается стоимость привлечения клиента
Есть две распространенные формулы для расчета CAC в маркетинге — с учетом только затрат на рекламу и с учетом всех расходов, связанных с привлечением клиента и продажей.
Простая формула CAC выглядит так:
В этой формуле нужно учесть только непосредственные расходы на рекламу (канал трафика) за определенный период, а затем — разделить эту сумму на количество привлеченных клиентов за то же время. Такой подход позволяет оценить CAC в рекламе, в том числе в конкретных системах, чтобы потом сравнить их эффективность между собой.
Допустим, что рекламный бюджет компании на рекламу, например, в Яндекс Директе, в мае составил 100 000 руб. За этот месяц удалось привлечь 20 новых клиентов. Рассчитаем CAC:
CAC = 100 000 / 20 = 5000 руб.
Так, компания потратила 5000 руб. на привлечение одного клиента.
Есть формула посложнее, она учитывает не только рекламный бюджет, но и другие затраты: оплату работы сотрудников, оборудования и специальных программ, например, CRM или ERP, производство товара, доставку и пр. Все показатели также должны быть взяты за одно время, например, неделю, месяц, квартал и т. д.
Для примера оставим прежними рекламный бюджет 100 000 руб. и количество новых клиентов — 20. И дополним: ФОТ — 65 000 руб., расходы на оборудование и программы — 1500 руб., доставка товара еще 1500 руб. Рассчитаем CAC:
CAC = (100 000 + 65 000 + 1500 + 1500) / 20 = 168 000 / 20 = 8400 руб.
С учетом всех остальных затрат компания потратила 8400 руб. на привлечение каждого нового клиента в мае.
В чем разница между CAC, CPA и CPL
CAC, CPA и CPL — похожие показатели, но всё же разные.
CAC — метрика, которая позволяет посчитать среднюю стоимость привлечения одного клиента, включая затраты на маркетинг, продажи и другие прямые расходы. Показатель рассчитывается для определенного периода времени и учитывает все расходы, связанные с привлечением клиента.
CPA — Cost Per Action — определяет стоимость конкретного действия клиента, например, покупки продукта, заполнения формы или регистрации. CPA измеряет стоимость каждого отдельного действия и рассчитывается путем деления маркетинговых затрат на количество выполненных действий.
Таким образом, разница между CAC и CPA заключается в том, что первая представляет общую стоимость привлечения клиента, в то время как вторая фокусируется на стоимости конкретного действия, которое приводит к привлечению клиента.
CPL (Cost Per Lead) также связан с затратами на маркетинг и определяет стоимость получения потенциального клиента (лида). CPL рассчитывается путем деления маркетинговых затрат на количество лидов. В этом и основная разница между CPL и CAC: CPL измеряет стоимость привлечения потенциального клиента (интересующегося продуктом или услугой), в то время как CAC измеряет стоимость привлечения фактического клиента.
Какой CAC считается хорошим
В целом, чем ниже стоимость привлечения клиента, тем лучше. Однако конкретные цифры «хорошей» CAC могут варьироваться, на них влияют отрасль, тип и бизнес-модель компании. Например, бизнес с высокой маржинальностью и частыми повторными покупками может позволить себе более высокую CAC, чем предприятия с низкой прибыльностью или однократными покупками.
Чтобы определить хорошую CAC для бизнеса, стоит оценить и проанализировать:
- Показатели конкурентов и отраслевые бенчмарки. Выясните, какой показатель в среднем в отрасли и у конкурентов, и сравните свои результаты с ним. Это поможет понять, насколько затраты на привлечение клиентов конкурентоспособны.
- Соотношение CAC и LTV. Хорошо, когда LTV превышает CAC. Это означает, что бизнес получает больше денег от каждого клиента, чем тратит на его привлечение.
- Бизнес-модель и маржу. Определите, какую часть прибыли вы получаете от каждого клиента и какова средняя маржа. Нежелательна ситуация, когда CAC составляет значительную долю от прибыли.
- Целевую CAC. Установите желаемый уровень — он будет для вас ориентиром.
Важно помнить, что «хорошая» CAC может зависеть от различных факторов бизнеса. Цель состоит в том, чтобы достичь наиболее эффективного баланса между затратами на привлечение клиентов и прибылью, которую они приносят компании.
Как снизить CAC
Существует несколько способов уменьшить показатель:
- Оптимизация маркетинговых и рекламных каналов. Рассчитайте CAC в разных каналах продвижения и сравните их между собой, чтобы определить наиболее эффективные и рентабельные источники. Сосредоточьте ресурсы и усилия на каналах, которые приводят к наибольшему количеству качественных клиентов при более низких затратах.
- Повышение эффективности рекламы. Используйте данные систем аналитики и изучите аудиторию, чтобы лучше понимать потребности и предпочтения клиентов. Затем адаптируйте офферы, рекламные креативы и сфокусируйтесь на более точной и релевантной аудитории в рекламных кампаниях.
- Оптимизация сайта и лендингов. Убедитесь, что сайт и посадочные страницы оптимизированы и не препятствуют клиентам совершать покупки или оставлять заявки. Для этого улучшите пользовательский опыт, упростите процесс регистрации или покупки, создайте убедительные призывы к действию (CTA) и проверьте, хорошо ли страницы оптимизированы для поисковых систем.
- Развитие программы реферального маркетинга. Попробуйте вовлечь существующих клиентов в привлечении новых клиентов. Предлагайте своим лояльным клиентом вознаграждение за рекомендации новых клиентов. Например, можно предложить повышение статуса в программе лояльности, денежное вознаграждение или скидку на следующую покупку.
- Автоматизация маркетинговых процессов помогает сокращать затраты и освобождать ресурсы. Например, автоматизация управления ставками или использование автоматических стратегий позволит освободить время работы специалиста для более важных задач.
- Удержание существующих клиентов. Оно обходится обычно дешевле, чем привлечение новых. Какие есть способы удержания клиентов: развивать программы лояльности, повышать качество обслуживания клиентов, улучшать продукт, запускать ремаркетинговые кампании. Всё это поможет увеличить вероятность повторных покупок и продолжительность жизни клиентов.
Главное
-
CAC — это метрика, которая определяет среднюю стоимость привлечения клиентов. Чем ниже показатель, тем лучше.
-
В маркетинге и рекламе этот показатель используют для сравнения эффективности и окупаемости разных каналов продвижения, оптимизации расходов, планирования и корректировки маркетинговой стратегии.
-
Есть две формулы расчета CAC. Одна учитывает только затраты на рекламный канал, вторая — все сопутствующие расходы: от оплаты работы сотрудников до логистики.
-
На CAC и уровень ее приемлемости влияет отрасль, тип и бизнес-модель компании.
-
Чтобы снизить CAC, можно оптимизировать расходы на продвижение, отказавшись от нерентабельных каналов, повысить эффективность рекламы и конверсионность посадочных страниц, развивать реферальные программы и программы лояльности, а также работать над удержанием клиентов.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиBrand Lift — это исследование, которое рекламная платформа или исследовательская компания проводит, чтобы выяснить, как медийная кампания влияет на восприятие бренда. Оно помогает понять динамику узнаваемости бренда и других показателей медийной рекламы, которые сложно поддаются исчислению, в отличие от охвата, показов, кликов и CTR.
CPA (Cost per Action, цена за действие) — это сумма, в которую рекламодателю обходится определенное действие пользователя, перешедшего по рекламе. Этим действием может быть, например, покупка товара, регистрация в сервисе, подписка на рассылку, заполнение формы и так далее.
CPC (Cost per Click) — это метрика эффективности интернет-рекламы, которая показывает, во сколько рекламодателю обходится каждый клик пользователя по объявлению.