К списку всех терминов

Маркетплейс

Термин из темы
Интернет-реклама
Маркетплейс — это онлайн-платформа, где разные продавцы размещают свои товары, а покупатели выбирают и покупают. Сам маркетплейс при этом выступает посредником.

Его задачи: представлять и продвигать товары партнеров, привлекать покупателей, помогать им в поиске и подборе. Также маркетплейс может обеспечивать складирование и доставку товаров.

Важно различать:

  • Маркетплейсы и интернет-магазины. И там, и там происходит торговля онлайн. Но магазин представляет предложения от одного продавца, а маркетплейс — от разных. Кроме того, многие магазины имеют физические точки продаж, а у маркетплейсов их обычно нет — только пункты выдачи. Например, Ozon — это маркетплейс, а «Эльдорадо» и «Перекресток» — магазины.
  • Маркетплейсы и агрегаторы. И там, и там собираются предложения от разных продавцов. Но агрегатор имеет дело только с информацией, а не с реальным движением товаров: все покупки происходят на сайтах продавцов. А маркетплейс проводит сделки на своей стороне и выплачивает продавцам сумму за вычетом комиссии. Например, Яндекс Маркет раньше был агрегатором и перенаправлял покупателей на сторонние сайты. А теперь купить товары можно прямо на нем.

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина

Маркетплейс и интернет-магазин — это две разные модели онлайн-торговли.

Вот 8 существенных отличий:

  1. Управление товаром. Маркетплейс предоставляет платформу для продавцов — он не закупает товар и не управляет им. Всё это делает интернет-магазин.
  2. Количество продавцов и разнообразие ассортимента. Маркетплейс — площадка для множества продавцов из самых разных категорий. В интернет-магазине продавец, как правило, один, но даже если в магазине представлено несколько брендов, их количество в сотни и даже тысячи раз меньше, чем на маркетплейсах.
  3. Аудитория. За счет больших оборотов маркетплейсы могут себе позволить тратить на продвижение много и привлекать аудиторию массово. У интернет-магазинов аудитория значительно меньше, но в этом есть плюс — бренд может выстраивать со своими клиентами теплые, доверительные отношения на долгое время.
  4. Управление контентом. Маркетплейсы предоставляют продавцам стандартные возможности для оформления магазинов и карточек товаров. Владелец интернет-магазина может создать любой дизайн, уникальный стиль и трансформировать их, когда и как хочется.
  5. Ценовая политика. Маркетплейс, которому важно привлекать как можно больше аудитории, поддерживает конкуренцию между продавцами и мотивирует снижать цены. Интернет-магазин более гибок в стратегии ценообразования и волен устанавливать комфортные для бизнеса цены.
  6. География доставки. Благодаря разветвленной сети пунктов выдачи и развитой логистике маркетплейсы могут доставлять товары практически по всей стране и за ее пределы. Интернет-магазину приходится самостоятельно решать вопросы с доставкой, искать транспортные компании — и это не всегда удобные варианты для клиентов.
  7. Способы оплаты. Как и в случае с доставкой у маркетплейсов более широкий выбор опций. Плюс каждый продавец на площадке может предлагать клиенту что-то дополнительно: баллы за отзыв, бонусы — знакомые примеры маркетплейса Ozon.
  8. Клиентский сервис. Продавцу на маркетплейсе сложнее организовать сильную поддержку и общение с клиентом. К тому же, часто негативные отзывы связаны не с качеством товара, а с доставкой, неправильным вложением или хранением, за которые отвечает непосредственно маркетплейс — но плохую оценку получает именно продавец. Интернет-магазин может организовать поддержку 24/7, глубоко понимать потребности клиента, вникать в его проблемы и давать более качественный сервис.
У обеих моделей — свои преимущества и недостатки. Выбор между интернет-магазином и маркетплейсом зависит от конкретных целей бизнеса, бюджета и стратегии продаж. Многие продавцы комбинируют эти модели, чтобы расширить онлайн-присутствие и предоставить клиентам разнообразные возможности.

Какие бывают маркетплейсы

Существует несколько классификаций подобных площадок.

Например, в зависимости от предмета продажи:

  • товарные — Яндекс Маркет, Wildberries, Ozon, СберМегаМаркет, Lamoda;
  • информационные — Google Play, App Store, Яндекс Музыка;
  • инвестиционные и финансовые — Boomstarter, Boosty и т.д.;
  • маркетплейсы услуг — службы такси Uber, Яндекс Go, сервис поиска специалистов Профи, сервис подбора психологов и психотерапевтов Alter, биржи фрилансеров FL.ru и Etxt и т.д.

Или по принципу формирования ассортимента:

  • Вертикальные — с товарами или услугами одного типа: автомобили на Авто.ру, одежда на Lamoda.
  • Горизонтальные — с разными товарами или услугами, объединенными по какой-либо характеристике: одежда, посуда, предметы декора hand-made на Ярмарке Мастеров или Etsy.
  • Глобальные, торгующие буквально всем от бытовой техники до продуктов питания, как Яндекс Маркет, Wildberries, Ozon.
У eLama тоже есть свой маркетплейс — информационный и вертикальный. Но не совсем типичный, потому что бесплатный. Мы собираем на нем самые актуальные и полезные инструменты для управления интернет-рекламой и предоставляем к ним свободный доступ всем клиентам сервиса. Например, для продавцов на товарных маркетплейсах у нас есть инструмент CopyMonkey — копирайтер с искусственным интеллектом, который пишет уникальные тексты для карточек товаров. Зарегистрироваться →

Как работает маркетплейс

Нюансы варьируются от площадки к площадке, но в целом схема взаимодействия выглядит так.

Как работает маркетплейс

Маркетплейс предъявляет к партнерам ряд требований в том, что касается описаний товаров и упаковки, а также взимает комиссии за продажу и логистику. Например, Ozon за доставку берет от 4 до 6% в зависимости от объемного веса посылки, а за продажу — от 2% до 15% в разных категориях. Дополнительные комиссии на платформе есть за продажу уцененных товаров, длительное хранение, утилизацию со склада и т. д.

Как продвигать свои товары на маркетплейсе

Разные производители и поставщики могут выставлять на таких платформах одни и те же товары. Побороться за внимание пользователя можно разными способами — бесплатными и нет.

Работать над рейтингом

Каждая площадка рассчитывает его по своим критериям, в их числе — оценки пользователей, количество продаж, наличие товаров, актуальность описаний в карточках, качество постпродажного обслуживания.

Рейтинг и отзывы в карточке
Рейтинг 5 звезд и 1966 отзывов — достаточное основание для доверия.
Источник: Wildberries

Зарабатывать особые метки

«Бестселлер», «Лучшая цена» и другие привлекающие внимание значки присваиваются товарам автоматически по достижении заданных площадкой показателей.

Особая метка на Яндекс Маркете
Источник: Яндекс Маркет

Заниматься SEO

То есть оптимизировать названия и описания товаров по поисковым запросам, чтобы попадать в топ выдачи поисковиков.

Подсказки в поиске Wildberries
Источник: Wildberries

Участвовать в акциях

Маркетплейсы регулярно предлагают продавцам делать скидки на свои товары — и рассказывают об участниках на главной.

Акции на главной Ozon
Источник: Ozon

Новичкам, которым важно заявить о себе, такая возможность особенно полезна. Главное при этом — не устанавливать слишком большую скидку, чтобы мероприятие не получилось убыточным, и подготовить ассортимент и карточки к притоку посетителей.

Покупать услуги внутреннего продвижения

Это могут быть, например, баннеры на главной странице и страницах категорий, показы в карточках чужих товаров, места в рекомендациях похожих товаров, первые позиции в топе выдачи.

Баннеры на главной Яндекс Маркета
Источник: Яндекс Маркет

Использовать внешнее продвижение

Для карточек на маркетплейсах можно запускать контекстную рекламу в Яндекс Директе и таргетированную — например, в VK Рекламе. Кстати, в Директе есть отдельный динамический формат для товаров на маркетплейсах.

Подробности: Как продавать на маркетплейсах больше с помощью интернет-рекламы

Еще один работающий канал внешнего продвижения — посты в соцсетях у инфлюенсеров, которые можно заказывать у них напрямую или через биржу вроде WOWBlogger.

Может быть интересно. Ты моя звезда: запускаем направление инфлюенс-маркетинга

Чем полезны маркетплейсы

У продажи товаров через маркетплейс много плюсов. В первую очередь они связаны с масштабом и известностью таких площадок:

  • они всем известны и имеют большую лояльную аудиторию;
  • занимают позиции в топе выдачи Google и Яндекса по многим товарным запросам;
  • собирают «горячих» пользователей, готовых купить.

Важно и то, что всю логистическую и финансовую волокиту они берут на себя.

Всё это значит, что:

  1. Начинать продавать здесь можно буквально с нуля, даже не имея собственного сайта. Всё, что для этого нужно — ИП или ООО.
  2. Даже если вы — локальный бренд, вы без особых проблем сможете расширить географию на всю Россию.
  3. При этом можно не тратиться на рекламу и информационное сопровождение бизнеса: поддержку и продвижение сайта, ведение соцсетей.
  4. Забот с хранением и доставкой товаров, а также с подключением онлайн-кассы и приемом оплат — минимум.
  5. Удобно анализировать продажи: в личном кабинете платформы доступна статистика просмотров, отправок в корзину и покупок.
Пример отчета, Яндекс Маркет
Пример отчета. Источник: Яндекс Маркет

Кроме того, у любого маркетплейса есть дополнительные возможности и услуги продвижения — например, можно выделить карточку товара, поднять ее в выдаче и т. д.

Минусы работы через маркетплейсы

Есть у такой схемы продаж и свои недостатки:

  1. Большая конкуренция. При этом более крупные бренды могут снижать цены.
  2. Необходимость покупать услуги продвижения у самой площадки и участвовать в акциях — чтобы не отставать от конкурентов.
  3. Комиссионные платежи. Например, при продаже аксессуаров со склада Wildberries только базовая комиссия составит 23% — и это не считая сборов за логистику.
  4. Требования площадок, которым важно соответствовать — от качества фото в карточке до складской упаковки.
  5. Зависимость от платформы, которая может в одностороннем порядке изменить условия сотрудничества или расторгнуть договор с продавцом.
  6. Отсутствие контроля состояния товаров после их отправки на склад маркетплейса.
  7. Ограничение возможности управлять лояльностью покупателей. Если у вас что-то покупают через маркетплейс — его запомнят вероятнее, чем вас.

Поэтому прежде чем выходить на маркетплейс, важно оценить все за и против и понять, насколько это будет выгодно для вас.

Подходят ли вам продажи через маркетплейс

Ответ на этот вопрос скорее будет утвердительным, если:

  • Вы подходите под условия и не видите проблем в соблюдении правил.
  • В вашей нише не слишком жесткая конкуренция, и вы не боретесь за клиента с крупными раскрученными брендами.
  • Себестоимость ваших товаров небольшая, а спрос на них — высокий. Если наоборот — есть вероятность, что они будут залеживаться на складе, а продажи не окупят размещение.
  • Вы уверены в качестве своей продукции. Товары с низкими рейтингами конкуренции обычно не выдерживают.

И наоборот — через свою площадку лучше продвигать:

  • специфичные товары с небольшой целевой аудиторией;
  • скоропортящуюся продукцию;
  • премиальные позиции с высоким ценником.

Впрочем, оценка рисков и выгод — дело индивидуальное. На Ozon, например, продаются и виниловые пластинки по 50 000 руб. за штуку...

Виниловая пластинка на Ozon
Источник: Ozon

... и скоропортящееся сливочное масло.

Сливочное масло на Ozon
Источник: Ozon

Главное

  1. Маркетплейс — это онлайн-платформа купли-продажи, посредник между продавцами и покупателями. На нем могут размещаться товары (Яндекс Маркет, Wildberries, Ozon), услуги (Профи, Alter, Uber), информационные продукты (Google Play, Яндекс Музыка), творческие и инвестиционные проекты (Boomstarter, Boosty).
  2. Маркетплейс привлекает трафик на карточки товаров продавцов, обеспечивает их удобный поиск и сравнение, проводит стимулирующие акции, принимает оплату за товары и организует доставку до пункта выдачи или на дом, после чего перечисляет деньги продавцу. За свои услуги он берет комиссию — ее размер зависит, например, от категории товара.
  3. Разные производители и поставщики могут выставлять на таких платформах одни и те же вещи. Чтобы побороться за внимание пользователей, они могут снижать цены, повышать свой рейтинг, зарабатывать особые метки, пополнять и оптимизировать карточки товаров, участвовать в акциях платформ, покупать услуги внутреннего продвижения и заказывать внешнее — то есть рекламу и посевы в блогах.
  4. Карточки товаров с разных маркетплейсов можно объединять в товарные лендинги с помощью инструмента Onesy. Это поможет полноценно анализировать рекламный трафик и собирать аудитории, чтобы прогревать их и вести к покупке.
  5. С одной стороны, маркетплейс помогает продавцам экономить на поддержке сайта и продвижении, а также дает им доступ к широкой аудитории по всей стране. Это особенно удобно для новичков. С другой, на нем приходится конкурировать с другими продавцами, а размещение некоторых товаров может оказаться нерентабельным. Так что перед выходом на маркетплейс важно взвешивать все за и против.
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Look-alike

Look-alike в рекламе — это технология подбора для показа интернет-рекламы похожей аудитории, то есть людей, которые по каким-то характеристикам схожи с пользователями из исходного списка ваших потенциальных или реальных клиентов.

Performance-маркетинг

Performance-маркетинг — это стратегия маркетингового продвижения, направленная на достижение конкретных бизнес-целей. Позволяет оценить, сколько денег приносит реклама, получить измеримые результаты в короткие сроки и заработать больше.

Брендформанс-маркетинг

Брендформанс-маркетинг — это подход к продвижению, который сочетает методы и инструменты performance-маркетинга и брендинга: целенаправленность и количественные метрики со стратегическим подходом к формированию и развитию образа компании. Брендформанс позволяет комплексно работать над узнаваемостью компании, оценивая при этом эффективность размещений.