Тендер
Что значит тендер в рекламе
Тендеры в рекламе работают по такому же принципу: заказчики их создают и выбирают наиболее подходящее предложение из заявок рекламных агентств и других поставщиков рекламных услуг. В этом суть тендера — определить исполнителя, который предоставит самые выгодные решения для конкретной задачи: разработки рекламной стратегии, медиапланирования, создания креативов, закупки рекламного времени и других услуг. Также считается, что тендеры на рекламном рынке помогают сделать выбор поставщиков более прозрачным и справедливым.
Решающими факторами могут стать бюджет, опыт и репутация поставщика, предложенные идеи и стратегии, сроки выполнения работы. С агентством или специалистом по рекламе, которые выигрывают тендер, заказчик подписывает контракт.
Виды тендеров
Существует несколько классификаций тендеров.
- По степени доступности для участников:
- Открытый тендер. Информация о его проведении и условиях доступна публично, участвовать могут любые заинтересованные агентства, компании, ИП и даже физлица. Закономерно, что на таких торгах максимально высокая конкуренция. Другая особенность открытого тендера — прозрачность процесса: все участники видят, как и по каким критериям происходит выбор победителя.
- Закрытый тендер. Информация о процедуре и условиях доступна только поставщикам, которых пригласил организатор торгов. Это снижает уровень конкуренции и упрощает заказчику выбор поставщика. Особенно, если заказчик уже знает всех участников, и главное, для чего он создал тендер — определение лучшего из них.
- Специализированные торги. Только для участников, которые соответствуют узким критериям. Например, с определенными квалификацией или набором оборудования.
- По способам проведения:
- Аукцион — вид открытого тендера. Все участники видят ставки друг друга, снижать цену можно без ограничений — побеждает тот, кто предложил наименьшую.
- Запрос котировок — похож на аукцион, но участники не видят предложения других потенциальных исполнителей.
- Конкурс. Здесь имеет значение не только цена — выигрывают сроки и опыт выполнения подобных заказов, квалификация участника — в зависимости от того, что важно организатору этого тендера. В ходе торгов в предложение можно вносить изменения.
- Запрос предложений. Похож по механике на конкурс, но подать заявку участники вправе один раз и без изменений.
- По источнику финансирования:
- Государственные закупки на бюджетные средства.
- Коммерческие тендеры от частных компаний.
- Тендеры, которые проводят организации с долей государственной поддержки — от 50% и выше.
Кто проводит тендеры на рекламу
Чтобы понимать, как получить тендер, важно представлять процесс в целом. В том числе — кто эти тендеры проводит.
Поставщиков рекламных услуг ищут:
- Государственные и муниципальные организации.
- Крупные частные компании и корпорации.
- Некоммерческие организации.
- Интернет-платформы и онлайн-рынки.
Где найти и разместить тендер
В основном тендеры размещаются на электронных торговых площадках. Для поиска госзаказов подходят ЕИС, Сбербанк-АСТ, Заказ РФ, Росэлторг, Национальная электронная площадка, РТС-тендер и другие федеральные площадки.
Где найти негосударственный тендер: Закупки 360, РосТендер, ОТС, Контур.Закупки, Тендерплан и еще более 200 площадок. Кроме того, можно мониторить раздел закупок на сайтах крупных коммерческих организаций. А еще — искать тендеры на специализированных ресурсах — например у Sostav есть своя тендерная площадка.
Нюансы работы с тендерными площадками:
- Некоторые сервисы берут комиссию с победителя закупки — внимательно изучите условия использования.
- Искать тендеры можно по отрасли, региону, наименованию, идентификационному коду закупки.
- Если важен конкретный заказчик, удобнее искать его предложения по ИНН и названию компании или организации.
Что нужно для участия в тендере
Участие в тендерах требует серьезной подготовки.
Чтобы получить тендер, необходимо:
- Изучить условия участия и требования. Так вы поймете, способны ли выполнить необходимые задачи.
- Подготовить документацию:
- коммерческое предложение с описанием возможностей и опыта;
- справки о финансовой устойчивости компании;
- успешные кейсы;
- портфолио с подходящими тендеру услугами;
- структуру расходов и предложение по цене;
- любые другие документы, перечисленные в тендерной документации.
- Подать заявку в срок и по требованиям тендера — по электронной почте, через загрузку на специализированный сервис или с физической доставкой в указанное место.
- Презентовать предложение. Бывает, что заказчик приглашает финалистов тендера на презентацию или интервью — важно быть готовыми представить идеи лично.
Повысить шансы помогут:
- Опытные специалисты. Отдельно — для поиска и отбора тендеров, отдельно — для подготовки тендерных предложений.
- «Свой человек» на стороне организатора торгов — подскажет, что стоит включить в коммерческое предложение, какие финансовые условия привлекательны для заказчика.
- Согласие работать по постоплате. Это особенно касается государственных тендеров: сначала агентство тратит деньги, после заказчик компенсирует затраты.
О решении заказчика победитель тендера узнают в уведомлении. Последний шаг — заключение контракта.
Больше подробностей — в статье о том, к чему и как готовиться участникам тендера
Главное
- Тендер — это, по сути, конкурентный торг. Организация или компания размещает предложение — например, провести рекламную кампанию на определенных условиях. Участники тендера отвечают на предложение, организатор тендера выбирает подходящий вариант. Определяющими критериями могут стать цена, опыт исполнителя и подходящие сроки.
- Тендеры бывают открытыми и закрытыми, государственными и коммерческими. В аукционах и запросе котировок выигрывают участники, которые предлагают наименьшую цену. В конкурсах и запросах предложениях на решение организатора торгов влияют дополнительные факторы.
- Искать тендеры удобно на электронных торговых площадках. Для госзакупок основной сервис — ЕИС, можно использовать еще несколько площадок. Для поиска коммерческих трендов доступно больше 200 ресурсов. Тендеры на рекламные услуги имеет смысл мониторить дополнительно на отраслевых сайтах.
- Для участия в торгах важно внимательно изучить тендерную документацию — она прикрепляется к каждому тендеру. Чтобы повысить шансы на выигрыш, пригодятся опытные в работе с тендерами специалисты, контакт на стороны заказчика и готовность выполнять услуги по постоплате.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.