Отчетность об интернет-рекламе по новому закону происходит через специально созданные организации — операторов рекламных данных. Рассказываем, как работать с ними — через посредников и без.
С 1 сентября 2022 года в Рунете стала обязательной маркировка рекламы. По новым правилам все участники цепочки размещения любой digital-рекламы — рекламодатели, рекламные системы и площадки и посредники между ними — должны отчитываться о ней в ЕРИР — единый реестр Роскомнадзора. Но не напрямую, а через ОРД.
Процесс: что делают ОРД и как с ними взаимодействовать
Операторы рекламных данных принимают от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяют их и направляют в ЕРИР.
О том, какая информация хранится в ЕРИР и как получить к ней доступ, читайте в статье в нашем блоге.
Оператор назначает каждому креативу токен, или идентификатор,— уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания. Идентификатор размещается в кликовой ссылке, в меню adChoice или в тексте поста либо поверх изображения или видео.
Чтобы зарегистрировать креатив и получить на него токен, вместе с ним нужно передать в ОРД сведения о договоре с конечным рекламодателем — то есть тем, кто заплатил за рекламу. Далее участники цепочки должны ежемесячно отчитываться по всем зарегистрированным креативам — актами о выполненных работах.
Срок хранения информации — один год.
В статье в блоге мы подробно разбираем процесс маркировки и отчетности.
Биржа услуг — это один из крупнейших каталогов топовых фрилансеров и агентств. Результат, который вас устроит, гарантирован: вы заплатите только когда заказ будет успешно выполнен.
Заказать услугу →
Варианты: семь ОРД и посредники
В окончательный список вошли все кандидаты на этот статус: операторы VK, Яндекса, Озона, Сбера, МТС и Вымпелкома, а также «ОРД-А» от AmberData.
Как видите, своих операторов учредили крупнейшие рекламные системы, так что большая часть креативов будет маркироваться автоматически — от рекламодателей, фрилансеров и агентств потребуется только указать в рекламных кабинетах дополнительную информацию. Подробнее о маркировке и отчетности в разных системах читайте в статьях:
Кроме того, вы можете воспользоваться инструментарием для маркировки от eLama, чтобы не указывать информацию в разных кабинетах, а также не оформлять отчеты по разным системам в отдельности, если вы представляете агентство или работаете с клиентами как фрилансер.
Подробнее о том, как это работает, мы рассказали в материале блога.
Рекламодатели, агентства и площадки, работающие не через рекламные системы, должны регистрировать объявления и договоры в личных кабинетах ОРД вручную или через API.
Контакты: как связаться с операторами рекламных данных
Часть из них дают возможность завести личный кабинет, с другими возможность регистрации нужно обсуждать дополнительно. Мы собрали их контакты, чтобы вы могли это сделать.
- ОРД Яндекса, сайт: ord.yandex.ru
- ОРД VK, сайт: ord.vk.com; email: support@ord.vk.com
- «Медиаскаут» (МТС), сайт: mediascout.ru; email: client-service@mediascout.ru
- «Озон ОРД» (Ozon), сайт: ord.ozon.ru; email: info@ord.ozon.ru
- «ОРД-А» (AmberData), сайт: amberdata.ru/orda; email: welcome@amberdata.ru
- «Первый ОРД» (Вымпелком), сайт: 1ord.ru; email: support@1ord.ru
- «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер), сайт: ord-lab.ru; email: info@ord-lab.ru
Как выбрать ОРД
Функциональность операторов немного разная. В частности, не у всех есть:
- личный кабинет (так, в Яндексе отчетность по креативам подается через Партнерский кабинет Директа);
- возможность загрузки данных в Excel-формате;
- возможность загрузки архивов;
- опция массовой загрузки и т. д.
Интерфейсы у разных систем тоже разные, и даже внешний вид токена от системы к системе различается. Кроме того, не все ОРД уже объявляли о тарифах. После того, как стоимость услуг операторов окончательно определится, это станет важным критерием выбора.
Так что лучший подход — оценить удобство и набор опций и остановиться на оптимальных для себя.
У нашего эксперта Никиты Кравченко есть вебинар по тому, как регистрировать креативы и отчитываться в разных ОРД — там можно посмотреть, как выглядят разные кабинеты.
Кроме того, у большинства ОРД есть «песочницы» — полнофункциональные версии кабинетов, из которых отчетность никуда не отправляется — так, что можно потренироваться (вот как это устроено у Ozon). Доступ к ним обычно можно получить из личного кабинета или через техподдержку.