26 декабря 2024 года президент подписал проект поправок к закону «О рекламе», согласно которым распространители рекламы и операторы рекламных систем, а также посредники между ними и рекламодателями должны будут ежеквартально отчислять в федеральный бюджет 3% от дохода от интернет-рекламы. Новые правила вступят в силу 1 апреля 2025 года. Разбираемся, кому и как нужно будет платить, и кто пока будет освобожден от уплаты сбора.
Поправки, о которых идет речь, вводят в закон «О рекламе» статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”». Ее полный текст опубликован на сайте Госдумы.
Оговоримся, что юридически корректнее называть эти 3% не налогом или сбором, а «обязательными отчислениями», потому что их вводят поправками в закон, а не прописывают в налоговом кодексе (как налог), и назначают не за получение определенных прав или возможностей (как сбор).
Кто платит новый налог на рекламу
Согласно тексту новой статьи закона, отчисления будут требовать:
-
с рекламораспространителей — блогеров, владельцев сайтов, СМИ и проч.;
-
операторов рекламных систем (ОРС) — в их числе, в частности, Яндекс Директ и VK Реклама;
-
рекламодателей из России, заключивших договор на распространение рекламы с иностранной организацией или гражданином (в этом случае вместо распространителя рекламы заплатит рекламодатель);
-
посредники в распространении рекламы в Интернете — например, агентства и фрилансеры.
Кто не будет платить налог
Сбор не нужно будет платить за рекламу, которая публикуется на сайтах:
-
федеральных телеканалов, радиостанций и информагентств;
-
СМИ с госучастием или финансируемых из госбюджета;
-
печатной периодики с ежегодным тиражом от 300 000 экземпляров в зависимости от периодичности выхода.
Кроме того, под новые правила не подпадают маркетплейсы — для них собираются разработать свое регулирование.
Как будут взимать сбор на рекламу
Согласно тексту поправок, рекламораспространители и ОРС, а также агентства должны будут уплачивать государству 3% дохода от оказания услуг по распространению рекламы. Отчетный период — квартал. Отсчет кварталов будет вестись с начала календарного года.
Рекламодатели, заключившие договор на распространение рекламы с иностранной организацией или гражданином, должны будут при этом сами исчислить сумму сбора и вычитать ее из оплаты, которую они направляют по договору иностранной организации или гражданину.
Уплату сбора будет контролировать Роскомнадзор, ориентируясь на данные Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Собранные деньги обещают направлять на поддержку правообладателей российского программного обеспечения, включенных в госреестр, а также отобранных государством информационных ресурсов.
Материал по теме: Закон о единой системе учета рекламы в интернете: что такое ЕРИР и как с ним работать
Точный порядок и условия уплаты сбора за интернет-рекламу будет установлен позже, в подзаконном акте Правительства РФ.
Мы следим за развитием ситуации и публикуем новости в канале, посвященном маркировке и законодательному регулированию интернет-рекламы. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего важного!Анна Свободина Руководитель группы правового сопровождения eLama«Пока еще есть неоднозначность в плане толкования текста поправок — как в части того, будет ли сбор взиматься с каждого участника цепочки размещения рекламы или все-таки с одного рекламного бюджета один раз, так и в части того, с доходов за какой квартал 2025 года в первый раз необходимо будет заплатить сбор.
Мы придерживаемся следующей позиции: если поправки примут, они вступят в силу с 1 апреля 2025 года, соответственно, начиная со второго квартала 2025 года необходимо будет в первый раз рассчитать и уплатить сбор, — иное означало бы придание закону обратной силы. Мы здесь рассуждаем по аналогии с налоговым законодательством.
Оговорюсь, однако, что это пока только наше мнение. Более подробный порядок уплаты и исчисления сбора мы вместе со всеми ждем от Правительства после вступления закона в силу».