Перед тем как ударить по рукам с потенциальным клиентом, проведите диагностику его ресурсов: сайта, оффера, CRM-системы и т. д. С одной стороны, если браться за каждый проект, то можно заработать много денег. С другой — если не оценить компанию в начале, можно столкнуться со слабыми офферами и неконвертящим сайтом потом. Рассказываем, как понять, готов ли сайт клиента к трафику и будет ли он генерировать продажи.
Для начала поделимся интерактивным чек-листом: в нем будем отмечать, что на сайте не работает, а формулы всё это подсчитают и покажут результат.
Скопируйте чек-лист. В нем есть два столбца для заполнения — «Нужно срочно исправить», если функция явно не работает, и «Требует доработки», если функция работает неэффективно. Например, когда сайт открывается не во всех регионах.
Отметьте пункты в столбцах C и D: если проблемы нет, нужно оставить «0». Если проблема есть — ставьте «1».
Баллы считаются автоматически. Стоимость я им назначал исходя из своих предположений о том, какие критерии критичны, а на какие — можно закрыть глаза. Какие баллы и за что присуждаются, можно узнать на втором листе.
Давайте разберем, как по этой таблице оценить сайт.
1. Сайт открывается. Пункт кажется банальным, но если сайт не открывается или долго загружается, трафик на него запускать нельзя. Это не понравится ни рекламным системам, ни пользователям: системы могут остановить показы объявлений, а потенциальные клиенты, скорее всего, уйдут, не дождавшись полной загрузки страницы.
2. Ясная тематика. Чем занимается компания, должно быть понятно с первого взгляда. Желательно, чтобы оффер был четко прописан уже на первом экране. Например, «Ремонтируем окна в Смоленске» или «Автоматизируем контекстную и таргетированную рекламу». Дизайн сайта в этом пункте второстепенен. Важно, чтобы сайт физически работал и был понятен клиенту: клиент должен знать, куда попал и сможет ли найти то, что искал.
3. Работающая адаптивная версия. Каждый день в России, по данным Statista, с мобильных устройств заходят 83,5 млн пользователей, в то время как десктопными пользуются только 43 млн. Поэтому мобильная версия сайта должна работать и хорошо выглядеть. Иначе запуск рекламы, особенно таргета, — слив бюджета впустую.
Для поверхностного анализа хватит браузера. Например, если у вас Chrome, вызовите режим разработчика с помощью клавиши F12, а затем переключитесь на мобильную версию в правом верхнем углу страницы.
Проверьте, нажимаются ли кнопки, виден ли текст и картинки, открываются ли лид-формы, если они есть.
4. Лид-формы. Без форм захвата лидов часть пользователей уйдет с сайта, не оставив своих контактов. Конечно, есть потенциальные клиенты, которым проще позвонить в компанию, но чаще всего люди оставляют заявки, чтобы связались с ними. Поэтому без лид-формы стоимость заявки может заметно вырасти.
5. HTTPS — протокол безопасности, который позволяет устанавливать безопасное соединение между сервером и браузером. В некоторых браузерах сайты без HTTPS отмечаются как небезопасные. Если у сайта нет HTTPS-протокола, то рекламные системы и сервисы аналитики могут насторожиться — ограничить показы рекламы и некорректно собирать данные о кампаниях.
6.Вирусы. Для проверки не нужен антивирус: достаточно проанализировать сайт через бесплатные сервисы, например Pr-сy. Если вирусы есть или сайт находится в списке запрещенных, то системы не дадут запустить рекламу.
7. Скорость загрузки. Этот пункт критичен, особенно если реклама показывается в регионе с медленным интернетом: клиент теряет часть трафика из-за того, что сайт долго грузится. Скорость мобильной и десктопной версии можно проверить в сервисе PageSpeed Insights. Оптимальный показатель скорости — от 50 баллов, но важно понимать, что оценка Google не абсолютна: сайт может быть медленным, по расчетам инструмента, но при этом быстро открываться в некоторых регионах.
8. Юридическая информация и политика конфиденциальности данных. Если на сайте нет юридической информации о компании — названия, реквизитов, соцсети могут запретить его рекламу, так как не могут обеспечить пользователям юридическую чистоту этого бизнеса.
Политика конфиденциальности на сайте — требование закона «О персональных данных». Такой документ должен быть, если на сайте собираются хоть какие-то данные о пользователе, даже если это просто имя. Без политики конфиденциальности соцсети могут не разрешить рекламироваться. Документ должен быть на видном месте: попробуйте поискать в разделе о компании или на странице с контактами. Если не нашли сразу, то, скорее всего, и модераторы не найдут.
9. Контактные данные. Проверьте, всё ли указано: фактический адрес, график работы, номера телефона — и общий, и региональные.
10. Счетчики и пиксели систем. Без веб-аналитики бессмысленно запускать рекламу и ждать от нее эффективности. Проверить наличие счетчиков Метрики, Google Analytics можно с помощью расширений, ссылки на них я добавил в чек-лист. Пиксель ВКонтакте и счетчик top@mail.ru нужно искать в коде в режиме разработчика.
11. Ссылки на соцсети, если клиент ведет аккаунты. Лучше разместить иконки на главной странице, чтобы пользователь мог быстро найти ссылки и обратиться к вам, если у него возникнут вопросы.
12. Коллтрекинг. Обязателен, если бизнес «звонящий», то есть когда большая часть заявок принимаются и обрабатываются по телефону. Без коллтрекинга клиент не узнает, какие объявления приводят звонки. Проверить, установлен ли коллтрекинг, можно в браузере в режиме инкогнито: если сравнить сайт в обычном режиме и приватном, то номера, скорее всего, будут отличаться.
Что в итоге
Когда вы пройдете все этапы и проставите оценки, чек-лист покажет, в каком состоянии сейчас сайт клиента, и поможет составить рекомендации, что делать в первую очередь, а на что можно пока закрыть глаза.
Эти доработки не гарантируют, что сайт обязательно принесет много заявок по привлекательной цене, но они уменьшат вероятность ошибки.