Бриф
Для чего нужен бриф
Бриф в маркетинге помогает спланировать проект и управлять им: определить и согласовать цели и ожидания, регламентировать сроки выполнения проекта или задачи и необходимые для этого ресурсы. Главная цель брифа — обеспечить понимание задачи для исполнителя.
Также бриф необходим, чтобы:
- Сформулировать портрет целевой аудитории — это помогает настроить маркетинговые кампании на подходящих потенциальных покупателей и клиентов.
- Точно описать конкурентную среду — так исполнители лучше понимают контекст и разрабатывают более эффективные стратегии.
- Уточнить требования, параметры, примеры. Это особенно важно в креативных проектах.
- Создать общее видение — объединить идеи и ожидания заказчика с мнением исполнителей, чтобы смотреть в одном направлении.
- Установить критерии эффективности — они объективно покажут, насколько успешно отрабатывает выполненный проект.
- Избежать рисков и недопонимания. Бриф упрощает коммуникацию за счет развернутых ответов на вопросы и фиксирует важные аспекты: если возникают разногласия, достаточно вернуться к тому, что прописано в документе.
Пример: вы заказываете рекламу у блогера. Подробно заполненный бриф сориентирует инфлюенсера, что должно получиться в итоге: какой пост нужен, какие ценности он должен отражать, в каком tone-of-voice его подать. В переписке или тем более устно важные детали могут потеряться. В документе — всё расписано по пунктам: если что-то забудется, достаточно вернуться к брифу.
Чем отличается бриф от технического задания
Бриф и техническое задание (ТЗ) — два разных документа, необходимых для реализации проекта. Бриф используется на старте проекта для определения основных направлений, а техническое задание — на более поздней стадии, когда известны детали и требования к выполнению проекта. Всё, чем отличается бриф от ТЗ — в таблице.
Виды брифов
Брифы используются в разных сферах: от рекламы и дизайна до IT.
В зависимости от того, для какой задачи документ составляется, это может быть:
- Маркетинговый бриф. Используется для передачи информации и целей проекта маркетинговому агентству или команде. Включает в себя информацию о целевой аудитории, целях, бюджете, сроках и других параметрах проекта. Образец маркетингового брифа →
- Дизайн-бриф. Применяется в дизайн-проектах, чтобы описать дизайнерам требования к внешнему виду и стилю продукта или проекта. Включает в себя информацию о цветах, шрифтах, композиции и других дизайнерских элементах.
- Технический бриф. Используется в информационных технологиях и разработке программного обеспечения для передачи техтребований и спецификаций разработчикам. Включает в себя общее описание функциональности, архитектуры, платформы и других технических аспектов проекта.
- Рекламный бриф. Применяется для разработки рекламных материалов и кампаний. Включает в себя информацию о целях рекламы, ключевых сообщениях, медиаплане, бюджете и сроках.
- PR-бриф. Используется для описания стратегии и задач PR-кампании. Включает в себя информацию о целевой аудитории, ключевых сообщениях, медиапартнерах и других аспектах PR-деятельности.
- Медиабриф. Применяется для разработки стратегии и контента в социальных медиа. Включает в себя информацию о целях в социальных медиа, выбранных платформах, графике публикаций и метриках успеха.
- Событийный бриф. Используется при организации мероприятий: конференции, выставки или промоакции. Включает в себя информацию о целях мероприятия, бюджете, месте проведения и деталях программы.
Структура брифа
Не существует единой структуры брифа — пункты могут варьироваться в зависимости от целей и особенностей проекта.
В базовые разделы входят:
- Вводная информация: название проекта или задачи, дата составления брифа, контактные данные заказчика.
- Общее описание проекта или задачи.
- Определение целей и ожиданий от проекта: что должно получиться в итоге.
- Описание целевой аудитории или пользователей, их потребностей и особенностей.
- Ключевые идеи: что важно передать целевой аудитории.
- Информация о конкурентах: кто они, чем сильны, а в чем проигрывают.
- Бюджет и ресурсы: персонал, оборудование, инструменты.
- Сроки выполнения — для разных этапов проекта и завершения всего проекта.
- Основные требования и ограничения, которые необходимо учесть при выполнении проекта.
- Любая дополнительная информация, которая поможет точно выполнить задачу.
Что поможет избежать ошибок при создании брифа
Чтобы бриф получился ясным и однозначным, в нем должны быть:
- Подробности и детализация. Неразвернутые ответы на вопросы могут привести к недопониманию и разногласиям между заказчиком и исполнителем.
- Согласованность целей и ожиданий. Заказчик и исполнитель должны одинаково понимать и трактовать цели проекта.
- Понимание целевой аудитории. Если портрет целевой аудитории описан неточно или общими словами, это может обернуться неверной стратегией.
- Реалистичное описание конкурентной среды. Непонимание, что представляют собой конкуренты компании, какие у них преимущества и слабые стороны, может плохо сказаться на корректности и эффективности выполненной задачи.
- Конкретные требования. Отсутствие четких требований к проекту — прямой путь к неверной интерпретации и недопониманию заказчика и исполнителя.
- Прописанные сроки. Без регламентирования сроков проект рискует «поехать», а работа над ним — растянуться на неопределенное время.
- Указание, кто принимает решение и согласовывает результат. Когда к согласованию подключается неконтролируемое количество людей, это неизбежно приводит к затягиванию сроков, а в худшем случае — к конфликтам.
- Минимум изменений в ходе проекта. Частые изменения в брифе после старта проекта вызывают путаницу и увеличивают сроки выполнения.
Главное
- Бриф — документ, в котором заказчик прописывает цели, требования, идеи и нюансы проекта. Это обеспечивает исполнителю исчерпывающее понимание задачи.
- Бриф и техническое задание — два разных документа. Первый важен на старте проекта и описывает общее видение. ТЗ описывает проект детально и технически точно, устанавливает конкретные параметры и требования, не оставляет места для интерпретаций
- Существуют разные виды брифов — под каждый вид деятельности можно создать свой и включать в структуру документа разделы и пункты, которые требует задача.
- Для ясного и однозначного понимания бриф должен содержать подробную информацию — с пониманием аудитории бренда и конкурентной среды, конкретными требованиями и согласованными целями. Если зафиксировать в документе сроки и прописать, кто принимает результат, это ускорит выполнение задачи и поможет избежать разногласий.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.