К списку всех терминов

CPL

Термин из темы
Аналитика
CPL (Cost Per Lead) — это маркетинговый показатель, который обозначает среднюю стоимость лида. Его используют для оценки эффективности маркетинговых активностей.

Лид — это контакт потенциального клиента. Он еще не дошел до покупки, но выразил заинтересованность в продукте или желание приобрести товар или услугу: например, заполнил на сайте форму заявки, оставил телефон, почту или контакт в мессенджере. Далее до продажи его должен довести менеджер по продажам, и этот отрезок пути не учитывается при расчете CPL.

Формула расчета CPL — это отношение расходов на рекламу к количеству лидов:

Формула CPL
Формула расчета CPL

Например, рекламная кампания расходовала 3000 руб. принесла три заявки. Тогда:

CPL = 3000 / 3 = 1000 руб.

Зачем рассчитывать показатель CPL

По CPL в рекламе специалисты сравнивают эффективность рекламных кампаний и маркетинговых каналов. Предположим, бизнес запустил рекламу в Яндекс Директе, Telegram Ads и оплатил нативное размещение у блогера. Получились такие цифры:

Расчет CPL для трех каналов

Из статистики можно сделать вывод, что самые недорогие лиды принес Telegram Ads, и, если бизнесу нужно больше лидов, стоит увеличить бюджет на него. А рекламу у блогеров стоит проанализировать, чтобы понять, что пошло не так — возможно, это не самый подходящий канал для лидогенерации.

Нужно помнить, что CPL — это еще не клиент. Конверсия из лидов в продажи может быть намного важнее. Если пять лидов, пришедшие с рекламы у блогеров, сделают пять заказов по 2000 руб., они окупят рекламный бюджет. А если 60 заявок из Telegram Ads принесут десять покупателей с заказами по 1000 руб., то в моменте компания останется в минусе на 20 000 руб.

В этой ситуации бизнес сделает другие выводы, и низкий CPL вряд ли поможет Telegram Ads остаться в списке рекламных каналов.

Читайте по теме: Как платить за рекламу в интернете — гайд по моделям оплаты

Для чего еще нужно рассчитывать CPL

Клиент и агентство могут договориться между собой об оплате по модели CPL — за лидов, а не в виде фиксированной суммы за продвижение. Например, агентство приведет клиенту 100 лидов, а клиент заплатит 1000 руб. за каждого лида. Таким образом, клиент получит результат, а у агентства будет мотивация привести лидов не меньше заявленного количества.

Также показатель CPL может пригодиться при настройке рекламной кампании. Например, в Директе при выборе стратегии «Максимум конверсий» вы можете указать оплату за конверсии, выбрать цель из Яндекс Метрики и назначить цену: например, вы готовы платить 400 рублей за каждого пользователя, который положит товар в корзину.

Что влияет на CPL

Значение показателя CPL зависит от множества факторов:

  • Тематика. В разных тематиках стоимость лида может существенно различаться. Например, для недвижимости CPL в десятки или сотни тысяч рублей — обычное дело, поскольку продажа одной квартиры может окупить затраты на маркетинг. А для локального бренда одежды CPL в 10 000 руб. может быть разорительным.

  • Конкуренция. Чем выше конкуренция, чем дороже привлечение потенциального клиента, ведь множество компаний конкурируют за внимание одних и тех же клиентов. Но не стоит бояться конкуренции — она означает, что спрос уже сформирован. Лучше работать над позиционированием, улучшать оффер и оптимизировать рекламу.

  • Аудитория таргетинга. Чем уже и специфичнее аудитория, тем выше стоимость лида. Сравните два портрета «Фрилансер 18-25 лет» или «Потенциальный покупатель автомобиля премиум-класса 30-45 лет». Людей второго типа меньше и конкуренция рекламодателей за их внимание выше, поэтому и привлечение обойдется дороже.

  • Канал рекламы. Разные площадки приносят лиды по разной цене. Маркетолог анализирует это при расчете дальнейшей стратегии продвижения, может увеличить бюджет на выгодные каналы и совсем отключить невыгодные.

  • Геолокация. Стоимость лида в Москве и в Барнауле, скорее всего, различается из-за разницы плотности населения, конкуренции и уровня жизни.

  • Цель маркетинговой кампании. Реклама, направленная на лидогенерацию, принесет CPL выгоднее, чем кампания, направленная на увеличение популярности бренда. В этом случае не стоит оценивать вторую параметрами первой: хотели увеличить знание о бренде — считайте рост именно этой метрики.

  • Путь пользователя. Если сайт долго грузится или на нем трудно найти форму заявки, даже самый «горячий» клиент «охладеет» на пути к ней. Заботьтесь о потенциальных лидах и регулярно проходите путь пользователя до заявки, чтобы между их запросом и вашим решением не было преград.

Читайте в блоге: Дооптимизировались! Как запустить рекламу по 40 новым направлениям при малом бюджете и строгом CPL

Как снизить CPL

CPL зависит от ряда факторов, и не все из них мы можем контролировать — например, конкуренцию или географию. К счастью, в нашей зоне возможностей остается несколько рычагов влияния:

  1. Оптимизируйте сайт, чтобы он показывался выше в поисковой выдаче и привлекал больше целевого органического трафика. Продумайте логичную структуру — пользователь должен легко ориентироваться по разделам и без труда найти информацию о вас и об услугах. Соберите семантическое ядро, чтобы использовать ключевые слова в контенте сайта. Исправьте ошибки и битые ссылки, оптимизируйте изображения, добавьте перелинковку между страницами. Всё это поможет поисковикам оценить релевантность сайта и показывать его выше других в выдаче.
  2. Продумайте юзабилити сайта. Представьте себя на месте пользователя, который ничего о вас не знает, и проверьте, легко ли найти товары или услуги, контакты, форму заявки. Соответствуют ли заголовки наполнению страниц, ничего ли не мешает на пути к оформлению заказа при первом посещении, работают ли формы и важные страницы, не отпугивает ли сайт пользователя чрезмерным количеством навязчивых уведомлений. Путь к цели — покупке или заявке, должен быть простым, коротким и интуитивно понятным. Тогда пользователь с большей вероятностью дойдет до нее, а ваши деньги за клик не будут потрачены впустую.
  3. Оптимизируйте рекламные кампании. Проверяйте поисковые запросы в поисковых кампаниях и добавляйте нецелевые в минус-слова. Похожим образом фильтруйте площадки РСЯ: если стоимость лида с на площадки слишком высокая, добавьте ее в список запрещенных. Повышайте релевантность рекламных объявлений: убедитесь, что в заголовке и тексте вы указали ровно то, что пользователь получает при переходе на сайт, и, конечно, не забыли про УТП. Подбирайте подходящие типы кампаний в соответствии с вашими целями — например, товарная кампания подойдет для продвижения онлайн-магазина. Корректируйте ставки, если кампании приносят лидов по завышенной цене. Тестируйте гипотезы, анализируйте статистику, и ваша работа по оптимизации отразится на CPL.
  4. Используйте ретаргетинг для повторных продаж. Повторные заказы увеличивают средний чек клиента и помогают окупить или даже превысить затраты на его привлечение. Чтобы показать рекламу вашим покупателям, настройте кампании с ретаргетингом и возвращайте их на сайт — особенно постоянных клиентов, которые делали заказы уже несколько раз.

5. Распределяйте бюджет в пользу тех каналов или кампаний, которые уже приносят выгодные заявки. Нет смысла увеличивать бюджет там, где лиды обходятся дорого: так вы только увеличите расходы. Вместо этого смело направьте бюджет в источник хороших результатов. Эта стратегия поможет вам масштабировать результаты и снизит CPL. Только не забывайте параллельно тестировать другие источники лидов, ведь конверсионная аудитория может постепенно «выгореть». Если во время прибыльной рекламной кампании вы реинвестируете часть средств в гипотезы, в случае изменений вы не окажетесь со всеми яйцами в одной корзине.

Кейс в блоге eLama: Как работа с креативами и аудиторией помогла получить CPL в 2,5 раза ниже KPI

Расчет CPL — не исчерпывающий способ для оценки рекламных кампаний, однако, его важно учитывать для понимания общей картины.

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Brand Lift

Brand Lift — это исследование, которое рекламная платформа или исследовательская компания проводит, чтобы выяснить, как медийная кампания влияет на восприятие бренда. Оно помогает понять динамику узнаваемости бренда и других показателей медийной рекламы, которые сложно поддаются исчислению, в отличие от охвата, показов, кликов и CTR.

CAC

CAC (Customer Acquisition Cost, стоимость привлечения клиента) — это показатель, который отображает, во сколько бизнесу в среднем обходится привлечение нового клиента или покупателя.

CPA

CPA (Cost per Action, цена за действие) — это сумма, в которую рекламодателю обходится определенное действие пользователя, перешедшего по рекламе. Этим действием может быть, например, покупка товара, регистрация в сервисе, подписка на рассылку, заполнение формы и так далее.