Цикл сделки
Основные этапы цикла сделки
Как посчитать цикл сделки
Жизненный цикл сделки может варьироваться в зависимости от отрасли, типа сделки и бизнес-процессов компании. Cреднее количество времени, необходимое для завершения сделки от момента первого контакта с потенциальным клиентом до заключения договора измеряет метрика — Средний цикл сделки (Average Sales Cycle). Эта метрика помогает оценить эффективность отдела продаж, планировать ресурсы компании и прогнозировать будущие продажи.
Чтобы рассчитать средний цикл сделки, необходимо:
- Определить период для расчета: месяц, квартал, год или другой период.
- Зафиксировать начальную дату или момент первого контакта и дату завершения каждой сделки, завершенной в выбранном периоде.
- Вычислить продолжительность цикла каждой сделки: вычесть начальную дату из даты завершения.
- Сложить получившиеся значения по каждой сделке в выбранном периоде вместе.
- Разделить сумму продолжительностей циклов сделок на общее количество сделок в выбранном периоде.
Формула для вычисления среднего цикла:
Допустим, в течение месяца одна сделка закрылась за 10 дней, вторая за 15, а третья — за 23 дня. Длительность всех сделок — 48 дней. Тогда средний цикл сделки равен 16 дней.
Средний цикл = (10 + 15 + 23) / 3 = 16 дней
Что влияет на длительность цикла сделки
Полный цикл сделки может длиться от нескольких дней до года и больше — в зависимости от специфики компании, отрасли, типов продуктов или услуг.
На длительность цикла сделки влияют:
- Сложность продукта или услуги. Чем больше времени и ресурсов нужно, чтобы понять продукт или услугу, тем длиннее цикл.
- Размер и стоимость сделки. Чем крупнее и дороже контракт, тем больше времени потребуется на финальное решение и оформление документации.
- Тип рынка. На B2B-рынке, как правило, решения принимают больше участников, и это более долгий процесс, чем на B2C-рынке.
- Уровень конкуренции. Если конкуренты предлагают аналогичные продукты или услуги, клиенты могут сравнивать и принимать решения дольше.
- Качество лидов. Чем выше заинтересованность и вовлеченность потенциальных клиентов, тем быстрее и охотнее они заключают сделку.
- Продажи и маркетинг. Хорошо настроенные маркетинговые кампании и работа отдела продаж способны ускорить процесс.
- Поставщик. Надежность компании, ее отличная репутация и классный сервис также могут сократить цикл сделки.
- Объем документации. Если в сделке задействовано много документов, в том числе юридические договоры или регуляторные разрешения, это существенно замедляет процесс.
- Целевая аудитория. Если потенциальный партнер — крупная корпорация, сделка может усложняться и затягиваться.
- Экономические факторы. Спад или рост экономики напрямую влияют на то, как быстро клиенты принимают решения о покупках.
Как сократить длинный цикл сделки
Сократить цикл сделки — значит, больше продавать и получать больше прибыли.
Что поможет закрывать сделки быстрее:
- Обучить команду продавать. Тренинги и дополнительное обучение прокачают навыки специалистов вести переговоры и мотивировать клиентов на покупку или партнеров — на заключение контракта.
- Автоматизировать продажи. Внедрение CRM-системы позволит управлять сделками более эффективно и гибко, быстрее реагировать на запросы клиентов и упростить административные задачи.
- Упростить внутренние процессы и документы. Чем меньше бюрократии в сделке, тем короче ее цикл. Хорошо, если соглашения и контракты понятны и легко читаются — так второй стороне проще разобраться в нюансах и принять решение.
- Показать, почему с компанией выгодно работать. Чтобы доказать надежность, результативность и клиентоориентированность, пригодятся кейсы и отзывы. А гарантии, прописанные в договоре, укрепят уверенность, что компания выполнит заявленные обещания.
- Предложить широкую линейку продуктов и услуг. Если нужно охватить больше разных сегментов клиентов, и предварительные исследования рынка и аудитории показывают, что на это есть запрос.
- Упростить выбор. Это правило работает там, где много сложных тарифов и запутанных условий. Стоит сделать понятнее, чтобы клиенты скорее разбирались в нюансах и принимали решение.
- Общаться с клиентами заботливо и оперативно. Персонализированное внимание повышает лояльность, а четкие ответы по удобным клиенту каналам связи снимают возражения и приближают к сделке.
- Мотивировать купить сейчас. Ограничение по времени в предложении может подтолкнуть к нужному решению.
- Анализировать данные. Регулярная аналитика найдет узкие места в продажах и подсветит, на что стоит обратить внимание.
- Изучать конкурентов. Так можно подсмотреть работающие методы и адаптировать их в свои процессы.
Главное
- Цикл сделки показывает, сколько времени заняла сделка от первого касания с клиентом до оплаты товара или услуги.
- У каждого цикла сделки — своя длительность. Это может быть и несколько дней, и больше года — в зависимости от специфики отрасли, компании, продукта или услуги и еще целого ряда факторов. Например, затягивать сделку могут сложная и объемная документация, слабый маркетинг и спад экономики.
- Сокращение цикла сделки — это систематическая работа. Важно непрерывно изучать, анализировать и оптимизировать процессы, улучшать стратегии продаж. В этом помогут советы выше.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.