Позиционирование
Позиционирование призвано досить до потребителя информацию о том, что бренд представляет собой, для кого он работает, каковы его ценности и приоритеты. Ключевыми аспектами позиционирования могут становиться уникальные характеристики продукта или бренда, потребности покупателей, которые он закрывает, ценностные предложения, ценовые условия, эмоциональные связи и пр.
Зачем нужно позиционирование
Грамотное позиционирование товара / продукта / бренда позволяет ему:
-
Выделиться из ряда подобных — чтобы находить дорогу к своему покупателю на перенасыщенном рынке.
-
Определить целевую аудиторию (ЦА) — чтобы эффективнее адаптировать маркетинговые стратегии и коммуникации под ее потребности и ожидания.
-
Сформировать уникальные торговые предложения (УТП) под разные сегменты ЦА — чтобы строить на их основе прицельные маркетинговые кампании.
-
Закреплять в массовом сознании собственную ценность. Она может быть связана с качеством, инновационностью, экологичностью и пр.
-
Транслировать целостный и последовательный образ — чтобы любая активность от лица бренда работала в согласовании с прочими на общие цели.
-
Создавать и развивать эмоциональные связи с потребителями — чтобы укреплять их лояльность. Когда люди понимают, что представляет собой бренд, чем он уникален и как соотносится с их ценностями, а также как он развивается во времени — они более склонны доверять ему и оставаться с ним.
-
Эффективно взаимодействовать с рынком — чтобы делать тактические успехи и выстраивать более адаптивные и эффективные долгосрочные стратегии.
Коротко говоря, позиционирование — это то, как бренд знают и за что его любят. Чем оно ярче и четче, тем лучше оно помогает привлекать и удерживать клиентов.
Виды позиционирования
Основным объектом позиционирования может быть:
-
сама компания;
-
ее отдельные продукты или бренды;
-
и компания, и ее продукты или бренды. Этот вариант называется двустороннее позиционирование.
Пример позиционирования компании — «Вкусвилл». Под единым брендом компании они объединяют множество продуктов — от мясных деликатесов до жидкого мыла.
Испанский гигант Inditex идет другим путем и продвигает отдельные бренды: Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka. Сам же при это остается в тени.
А название Schwarzkopf потребителям хорошо известно — как и названия Gliss Kur, Taft, Fa и других его продуктов. Это пример двустороннего позиционирования.
Стратегии и методы позиционирования
В зависимости от выбранного объекта, специфики компании и ее продуктов, а также особенностей ниши, позиционирование может строиться на одном или нескольких из множества оснований. Вот некоторые из них
-
Характеристики продукта — его свойства или возможности.
Стойкая помада Superkiss — яркий соблазнительный цвет до 12 часов без обновления
Игрушки Superkid — только натуральные материалы и безвредные красители
-
Ценовая политика — с фокусом на доступности или, наоборот, эксклюзивности.
Бутик-отель «Лухари вилладж» — качество не для всех
«Пятикопеечка» — магазин хороших, но недорогих продуктов
-
Целевая аудитория.
«ЗОЖигай» — питательные батончики для спортсменов
«Наша радость» — товары для малышей и их родителей
-
Ценности бренда.
Торт «Мамин» — пусть семья соберется вместе
«Я-в-зеленом» — мультибренд стильной одежды из экологичных материалов
-
Проблема и решение.
«Муху из слона» — клиника похудения с гарантированным результатом
«Зазнайка» — всё необходимое для школы и творчества
-
Образ жизни.
«ГлавБанк» — солидный банк для солидных людей
«Лучше останусь дома» — домашняя одежда для красивой жизни
-
Эмоциональное воздействие.
Салон красоты «Давай каре» — новый образ для новой жизни
-
Категория продукта.
Blesk — первые на рынке электрические пылевытиралки
-
Конкуренты.
«Парад котлет» — настоящие бургеры, только полезные
Чтобы создавать объемный и функциональный образ бренда или продукта, компании чаще всего сочетают элементы разных стратегий позиционирования. Выбор здесь зависит от особенностей рынка, структуры конкуренции, потребностей ЦА и т. д.
Кстати, важно отличать позиционирование от УТП и оффера.
Этапы разработки позиционирования
Создание образа бренда обычно происходит последовательно в несколько этапов.
-
Анализ рынка и конкуренции.
Что представляет собой рынок, какова его структура, каковы тенденции его развития? С кем бренд конкурирует, каковы сильные и слабые стороны конкурентов? В чем преимущества бренда перед ними, есть ли пустоты в предложении, которые он может заполнить?
-
Определение и сегментация целевой аудитории.
С какими группами потребителей бренд собирается работать? Каковы их характеристики, потребности, предпочтения? Что для них важно? Какие у них есть проблемы и задачи?
-
Разработка УТП.
Как бренд может решать проблемы и задачи ЦА? Каковы его уникальные полезные характеристики в этом смысле?
-
Выработка позиционирующего заявления.
Позиционирующее заявление — это короткая и четкая формулировка, которая отражает основные аспекты позиционирования бренда. Важно, чтобы она была целостной и внутренне непротиворечивой, чтобы ее можно было легко понять и запомнить.
-
Выбор стратегии позиционирования.
Это основа, на которой позиционирование будет выстраиваться для рынка и потребителей.
-
Разработка маркетинговой стратегии.
На этом этапе происходит подбор маркетинговых тактик, которые будут продвигать и поддерживать выбранное позиционирование, подготовка ценовой политики, офферов, рекламных кампаний, контент-стратегии и так далее.
-
Тестирование и коррекция.
Предварительно оценить эффективность позиционирования помогают опросы в фокус-группах: какие впечатления и ассоциации вызывает бренд? Обычно они дают понять, что стоит изменить, чтобы действовать более целесообразно.
-
Запуск и мониторинг.
После запуска маркетинговых кампаний и внедрения позиционирования на рынке важно проводить систематический мониторинг реакции потребителей и конкурентов, а также изменений в индустрии.
-
Поддержание и адаптация.
Итог — работающая система постоянных и последовательных маркетинговых усилий. В ответ на изменения в рыночных условиях, потребительских предпочтениях или конкуренции позиционирование важно адаптировать.
Разработка позиционирования — итеративный процесс. Обычно на каждом из этапов в него вносятся корректировки. Это зависит от реакции аудитории, тенденций рынка, действий конкурентов и проч.
Как оценить позиционирование и сделать его эффективным
Чтобы понимать, как бренд или продукт воспринимают на рынке, насколько успешно происходит позиционирование и как его можно улучшить, компании могут использовать следующие методы.
-
Анализ конверсии и других KPI. Доля потребителей, которые становятся покупателями — важный показатель эффективности позиционирование. Сквозная аналитика позволяет видеть результаты маркетинговых усилий вплоть до продаж. Ключевые показатели эффективности, которые отражают бизнес-цели компании, необходимо актуализировать на каждый отчетный период. Эффективность их достижения покажет, работает ли позиционирование и вытекающие из него стратегии.
-
Мониторинг потребительского восприятия — маркетинговые исследования и опросы, а также аналитика обратной связи от потребителей. Отзывы на сайте и в соцсетях дают понять, какие аспекты позиционирования срабатывают, а какие требуют коррекции.
-
Аналитика социальных медиа. Упоминания и обсуждения бренда в сети, отзывы и реакций на него дают представление о том, насколько позиционирование работает, если ли в нем слабые места.
-
Исследование конкурентов. Понимая, как действуют конкуренты, что для них работает, а что ускользает из поля их внимания, можно совершенствовать свои стратегии и работать на опережение.
-
Измерение рыночных долей. Полезно оценивать, какие доли рынка занимают бренд и конкуренты, и сравнивать показатели до и после изменений в стратегии позиционирования
Последовательная аналитика и систематическая оценка эффективности — то, что нужно, чтобы адаптировать позиционирование к рыночным изменениям и делать его более успешным и конкурентоспособным.
Главное
-
Позиционирование в маркетинге — это образ бренда в сознании аудитории, а также стратегический маркетинговый подход, направленный на создание этого образа.
-
Чем оно ярче и четче, тем лучше оно помогает привлекать и удерживать клиентов.
-
Основным объектом позиционирования может быть сама компания, ее отдельные продукты или бренды, а также и компания, и ее продукты или бренды.
-
В позиционировании бренд может отталкиваться от возможностей продукта, ценовой политики, целевой аудитории, ценностей, проблем и их решений и пр. Это зависит специфики компании и ее предложений, а также рыночных условий.
-
Для разработки позиционирования сначала проводят анализ рынка и конкуренции, далее определяют и сегментируют ЦА, разрабатывают УТП, вырабатывают позиционирующее заявление и стратегию, разрабатывают стратегию маркетинга, далее тестируют и корректируют позиционирование, после чего запускают его в продвижение, поддерживают и адаптируют.
-
Для оценки и повышения эффективности позиционирования нужна последовательная аналитика: потребительского восприятия, конкурентов, упоминаний и обсуждений, показателей конверсии и других KPI.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.