УТП
УТП важно отличать от того, чем оно не является — например, от позиционирования и оффера.
В основе УТП всегда лежит ценность — то, какую выгоду получит клиент. Такой ценностью может быть:
- Экономия. Как ваш продукт помогает экономить деньги, время, нервы?
- Комфорт. Почему пользоваться вашими услугами компании — это удобно?
- Безопасность. Как вы помогаете клиенту избежать ущерба — финансового, морального, физического?
- Престиж. Почему быть вашим клиентом — это круто? Какие поводы для гордости вы даете?
- Информация. Какие ценные знания вы даете клиенту, в чем они ему помогают? Насколько прозрачна ваша деятельность?
Виды УТП
Все УТП в маркетинге можно поделить на две группы — в зависимости от того, к чему они апеллируют. Разделение будет условным, потому что их можно и нужно сочетать.
Рациональные обращаются к логическому мышлению, объясняют, чем товар уникален, доказывают, что он важен и полезен. Чаще всего такая аргументация происходит с опорой на один из трех главных мотиваторов потребителя (или их комбинацию).
- Финансовая выгода: цена ниже, рассрочка, бесплатная доставка или сборка, скидка за самовывоз, бонусы по программе лояльности и т. д.
- Качество. Аргументами здесь будут конкретные цифры, отражающие опыт компании, ее лидерство и/или экспертность на рынке, а также отзывы и предоставление гарантий вроде «если качество вас не устроит — вернем деньги». Сюда же отнесем специфические УТП, построенные на уникальной характеристике компании: если вы продаете экологически чистые свежие продукты, для вас это может быть доставкам автомобилями на водородном топливе.
- Сервис: помощь в подборе, тест-драйв, быстрая доставка, замена товара без дополнительных сложностей, подготовленный персонал с узкопрофильным образованием и т. д.
Эмоциональные УТП продукта обращаются к чувствам и ценностям и стремятся вызвать живую реакцию. Именно так поступают бренды, когда утверждают, что у них «вкусно, как у бабушки», предлагают сэкономить время на сон и/или отдых или отвлечь и развлечь детей, пока родители будут на тренировке или сеансе массажа.
Как сформулировать свои УТП: алгоритм и примеры
- Сегментируйте целевую аудиторию. «Женщины от 18 до 65» — это не та ЦА, с которой можно эффективно работать. Проработайте портреты потенциальных клиентов: сколько им примерно лет, каково их семейное положение, чем они занимаются, как отдыхают, о чем мечтают, чего боятся?
- Распишите выгоды от пользования вашим продуктом для каждого сегмента. Какую ценность он предлагает, какую проблему решает?
- Проанализируйте конкурентов. Как они решают те же проблемы? Где их сильные стороны, с которыми вам не тягаться, и слабые — в которых вы можете их опередить?
Совет: Здесь точно будут полезны личные интервью и онлайн-опросы клиентов и подписчиков. Можно спросить у них, почему они выбирают вас, за что ценят, чего им не хватает, что их может заставить отказаться от вас и т. д. А еще стоит изучить отзывы и комментарии о вас и конкурентах в соцсетях, на форумах и маркетплейсах.
- Обобщите результаты исследования. Это можно сделать по одной из формул.
Как УТП используется при продвижении, читайте в кейсах:
- Агентство eLama & Мосавтошина. Как мы запускали рекламу с динамическим ремаркетингом с нуля
- Как мы продвигали уникальные этно-барабаны из Перми на весь мир: кейс eLama
Каким должно быть УТП: примеры
- Коротким, простым и конкретным — чтобы его можно было понять с первого взгляда. Желательно — с цифрами. Например, как у «Самоката».
Цифры не только придают высказываниям конкретности, но и помогают избежать штампов. «Высокое качество», «Профессиональные сотрудники» и другие подобные формулировки аудитория давно уже воспринимает как белый шум— такое УТП в продажах точно не сработает. - Значимым для клиента. Для разных сегментов ЦА разрабатываются разные УТП продукта. Например, у eLama есть УТП и общие для всех потенциальных клиентов — как одно окно для 15+ систем и сервисов или поддержка Службы Заботы 24/7. И адресованные конкретному сегменту — как партнерская программа с вознаграждением до 14,5% от оборотов клиентов для агентств-участников.
- Оригинальным и неповторимым. Что можете вы, чего не могут конкуренты? Чем сложнее скопировать ваше УТП в маркетинге — тем прочнее ваши позиции на рынке. Например, «Акуловка» — это свежие и экологически чистые продукты с небольшой фермы в северном Приладожье, которые можно заказать с доставкой на дом в Петербург и Москву. Такое УТП запросто не повторишь!
- Правдивым. Обман, может, и работает на короткой дистанции, но на длинной — безнадежно портит репутацию.
А если нет УТП?
У такой проблемы есть одно возможное решение и две хитрости, которые срабатывают для многих.
Решение: что-то изменить
Может быть, вы можете усовершенствовать сервис, сократить время доставки, предложить дополнительные услуги или расширить ассортимент?
Хитрость № 1: перевернуть недостаток
Не «ограниченный радиус доставки», а «Доставляем еду по Петроградскому району за 30 минут».
Не «мы сильно отстаем от лидеров», а «Мы вторые на рынке, поэтому очень стараемся» (это, кстати, реальная история автомобильного бренда Avis).
Хитрость № 2: не договорить
Некоторые бренды с успехом подают базовые характеристики как уникальные.
- Температура плавления любой глазури гораздо выше стандартных для шоколада 30–38 градусов. Но только M&M’s «тает во рту, а не в руках».
- Хлор, который содержится во всех моющих средствах для сантехники, уничтожает бактерии и разную вредную микрофлору. Но только Domestos «убивает все известные микробы».
- Масло «Олейна» много лет привлекало покупателей заветным «не содержит холестерина». Хотя в растительном масле его и не может быть: холестерин — это животный жир.
Важно, что они при этом не врут — просто не рассказывают всего.
Главное
- УТП в продажах и маркетинге объясняет, как бренд или продукт решает проблему ЦА лучше, чем конкуренты.
- В основе УТП лежит одна или несколько ценностей. Базовые ценности: экономия, комфорт, безопасность, престиж, информация.
- Чтобы сформулировать свое УТП, нужно сегментировать целевую аудиторию, понять, какие у представителей разных сегментов есть проблемы, задачи и боли и как ваш продукт помогает справиться с ними лучше, чем конкурентные.
- Хорошее УТП лаконично, значимо для клиента, оригинально и правдиво.
- УТП должно быть правдивым, но не обязательно истинным: некоторые бренды успешно используют в качестве УТП перевернутые недостатки или общие для всех базовые характеристики.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.