К списку всех терминов

Коллаборация

Термин из темы
Инфлюенс-маркетинг
Коллаборация в рекламе и маркетинге — это стратегическое партнерство между двумя или более брендами или компаниями для достижения общих бизнес-целей.

Такое партнерство взаимно выгодно, равноправно и обычно имеет результатом продукт — материальный или нет. Этим оно отличается от нативной простой интеграции или закупки рекламы. Коллаборация позволяет партнерам нарастить аудиторию, усилить бренды и увеличить продажи. А еще она может снижать маркетинговые расходы и риски. Главное — чтобы она была взаимовыгодной и соответствовала ценностям всех участвующих брендов — корпоративных или личных.

Что такое коллаборация: типы и примеры

Сотрудничать могут люди, люди и бренды и бренды между собой. Результатом их сотрудничества может быть:

  1. Совместный продукт под общим брендом.

Пример — коллекция сумок японской художницы Яей Кусамы для Louis Vuitton.

Фото из промокампании Louis Vuitton. Источник: design-mate.ru

Для контекста — вот инсталляция в музее Кусамы.

Фото: Getty. Источник: design-mate.ru

Обычно этот продукт выпускается ограниченным тиражом и часто бывает парадоксальной, рассчитанной на любопытство и вирусный эффект. Пример — проект Winky Lux и Applebee’s: блески для губ со вкусом соусов баффало, чили и барбекю.

Фото из промокампании Winky Lux. Источник: origin.foodbeast.com
  1. Брендированный спецпроект.

Например, онлайн-школа BBE, маркетплейс творческого контента Yellow Images и несколько десятков дизайн-команд объединились для создания киноальманаха «Лепота» — фильма-исследования русской визуальной культуры.

Источник: bangbangeducation.ru
  1. Спецпредложение с ограниченным сроком действия.

Например, оно может быть приурочено к празднику — как в коллаборации «ВкусВилл» и «Ситимобил» ко Дню матери, где продукты для готовки по рецептам можно было заказать с доставкой.

Источник: vkusvill.ru
  1. Совместное мероприятие.

Это может быть как разовое событие, так и присоединение бренда в качестве спонсора к регулярному мероприятию. Например, «Тинькофф» в 2022 году стал спонсором фестиваля благотворительного фонда «Антон тут рядом», который проводится с 2014 года.

Промофото фестиваля «Антон тут рядом». Источник: tinkoff.ru
  1. Исследовательская программа или достижение.

Пример — громкий проект Red Bull Stratos. 14 октября 2012 года австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер совершил прыжок из стратосферы, стал первым человеком, который без двигателя преодолел звуковой барьер и установил три мировых рекорда. Прыжок потребовал солидной материально-технической базы и долгой подготовки, которые спонсировал бренд Red Bull.

Промофото Red Bull. Источник: redbull.com
  1. Программа лояльности.

Например, петербургский отель «Англетер» сотрудничает с «Аэрофлотом».

Источник: angleterrehotel.ru

И у обоих на сайтах есть информация об этом.

Источник: aeroflot.com
Если вы хотите устроить коллаборацию с влиятлеьным блогером, попробуйте WOWblogger. Через этот сервис можно размещать нативную рекламу на пяти площадках — Telegram, ВКонтакте, YouTube, Instagram* и Дзене.

Биржа гарантирует размещение постов в срок, корректную маркировку и снимает необходимость контролировать авторов и запрашивать у них статистику. Персональный менеджер бесплатно сформирует пакет размещений, исходя из вашего бюджета и пожеланий по охватам и продажам. А при запуске на WOWBlogger через eLama вы получите скидку до 15% на первое размещение. Узнать больше →

Чем полезны коллаборации

Объединяясь на время, бренды взаимно усиливают друг друга. Результат удачной коллаборации — это:

  • обмен аудиторией и расширение клиентской базы;
  • доступ к новым или недоступным ресурсам — например, миллионному бюджету для блогера, который сотрудничает с брендом, и большой сформированной аудитории для нового бренда, который сотрудничает с блогером;
  • более мощные и эффективные кампании;
  • оптимизация затрат — потому что заинтересованных сторон больше;
  • увеличение продаж в результате маркетинговых усилий;
  • разнообразие и инновации за счет тестирования новых подходов;
  • интересные, потенциально виральные инфоповоды;
  • ценностный капитал, который добавляет бренду выбор партнера. Технологии, искусство, благотворительность — то, что компания выбирает, характеризует ее.

Материалы по теме:

  1. Достучаться до небес: как написать блогеру письмо о сотрудничестве
  2. Нативно и легально: работаем с блогерами по закону
  3. Ты моя звезда: запускаем направление инфлюенс-маркетинга

Как оценивать эффективность коллабораций

Обычно коллаборация — это не самое очевидное объединение для создания чего-то, чего не существовало раньше. Поэтому в ней мало готовых решений — наоборот, чем больше нестандартных ходов, тем лучше она может сработать. А как понять, хорошо ли она сработала? Вот на что можно смотреть при оценке:

  1. KPI, ключевые показатели эффективности. Определите их, исходя из цели — это могут быть цифры продаж, количество лидов, охваты в соцсетях, уровень осведомленности и т. д. Измеряйте и сравнивайте эти показатели до начала сотрудничества и после него.
  2. Финансовые показатели: выручка, операционные расходы, прибыль, возврат инвестиций и проч. Они покажут, окупилась ли коллаборация и была ли успешна в денежном выражении.
  3. Маркетинговый и брендовый эффект — то, как сотрудничество повлияло на бренд. Выражается в изменениях в узнаваемости бренда, уровне доверия и лояльности клиентов.
  4. Отзывы и обратная связь от клиентов, сотрудников и партнеров. Может помочь выявить успешные аспекты сотрудничества и возможные проблемы.
  5. Эффективность внутренних процессов — то, как сотрудничество влияет на производительность, издержки и т. д.
  6. Качество отношений между участниками и между ними и их клиентами. Эффективная коллаборация может привести к укреплению деловых связей и повышению доверия.

Результаты такой оценки пригодятся, чтобы скорректировать стратегию или принять решение о том, чтобы прекратить сотрудничество.

Что важно учесть при выборе партнера

  • Чтобы сферы деятельности были смежными, но не совпадали — то есть чтобы потенциальный партнер не был вашим конкурентом. Ну, если вы не музыкальные исполнители.
  • Чтобы целевые аудитории пересекались, но не были одинаковыми — иначе расширения не получится.
  • Чтобы ценности брендов не противоречили друг другу. Иначе можно потерять в лояльности клиентов, а то и понести репутационные риски.
Источник: rbc.ru

Главное

  1. Определение коллаборации в рекламе и маркетинге — партнерство между брендами для достижения общих бизнес-целей.
  2. Такое партнерство взаимно выгодно, равноправно и обычно имеет результатом продукт: товар или лимитированную коллекцию, информационный или художественный спецпроект, спецпредложение для клиентов или программу лояльности, совместное мероприятие, исследовательскую программу или достижение.
  3. Объединяясь на время, бренды взаимно усиливают друг друга: обмениваются аудиторией, получают доступ к новым ресурсам, запускают более мощные и эффективные кампании, создают громкие инфоповоды и т. д.
  4. Оценивать эффективность коллабораций можно по заранее намеченным KPI, финансовым показателям, маркетинговому и брендовому эффекту, отзывам и обратной связи и пр.
  5. При выборе партнера важно учитывать, чтобы бренды не конкурировали, их ценности не противоречили друг другу, а целевые аудитории пересекались, но не совпадали.

*Компания Meta, а также ее продукт Instagram признаны экстремистскими в России

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Амбассадор

Амбассадор — это человек, который представляет и продвигает бренд, продукт или услугу не через прямую рекламу, а делая их частью своей жизни. Он пользуется продуктами бренда сам и демонстрирует это аудитории, которая ему доверяет.

Блогер

Блогер — это человек, который создает и публикует контент на онлайн-площадке, например, на своем сайте или блог-платформе, в блоге, профиле или группе в соцсети, на видеохостинге или сервисе подкастов.

Взаимный пиар

Взаимный пиар — это сотрудничество двух и более сторон для продвижения брендов, продуктов или проектов друг друга.