К списку всех терминов

Коллаборация

Термин из темы
Инфлюенс-маркетинг
Коллаборация в рекламе и маркетинге — это стратегическое партнерство между двумя или более брендами или компаниями для достижения общих бизнес-целей.

Такое партнерство взаимно выгодно, равноправно и обычно имеет результатом продукт — материальный или нет. Этим оно отличается от нативной простой интеграции или закупки рекламы. Коллаборация позволяет партнерам нарастить аудиторию, усилить бренды и увеличить продажи. А еще она может снижать маркетинговые расходы и риски. Главное — чтобы она была взаимовыгодной и соответствовала ценностям всех участвующих брендов — корпоративных или личных.

Что такое коллаборация: типы и примеры

Сотрудничать могут люди, люди и бренды и бренды между собой. Результатом их сотрудничества может быть:

  1. Совместный продукт под общим брендом.

Пример — коллекция сумок японской художницы Яей Кусамы для Louis Vuitton.

Фото из промокампании Louis Vuitton. Источник: design-mate.ru

Для контекста — вот инсталляция в музее Кусамы.

Фото: Getty. Источник: design-mate.ru

Обычно этот продукт выпускается ограниченным тиражом и часто бывает парадоксальной, рассчитанной на любопытство и вирусный эффект. Пример — проект Winky Lux и Applebee’s: блески для губ со вкусом соусов баффало, чили и барбекю.

Фото из промокампании Winky Lux. Источник: origin.foodbeast.com
  1. Брендированный спецпроект.

Например, онлайн-школа BBE, маркетплейс творческого контента Yellow Images и несколько десятков дизайн-команд объединились для создания киноальманаха «Лепота» — фильма-исследования русской визуальной культуры.

Источник: bangbangeducation.ru
  1. Спецпредложение с ограниченным сроком действия.

Например, оно может быть приурочено к празднику — как в коллаборации «ВкусВилл» и «Ситимобил» ко Дню матери, где продукты для готовки по рецептам можно было заказать с доставкой.

Источник: vkusvill.ru
  1. Совместное мероприятие.

Это может быть как разовое событие, так и присоединение бренда в качестве спонсора к регулярному мероприятию. Например, «Тинькофф» в 2022 году стал спонсором фестиваля благотворительного фонда «Антон тут рядом», который проводится с 2014 года.

Промофото фестиваля «Антон тут рядом». Источник: tinkoff.ru
  1. Исследовательская программа или достижение.

Пример — громкий проект Red Bull Stratos. 14 октября 2012 года австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер совершил прыжок из стратосферы, стал первым человеком, который без двигателя преодолел звуковой барьер и установил три мировых рекорда. Прыжок потребовал солидной материально-технической базы и долгой подготовки, которые спонсировал бренд Red Bull.

Промофото Red Bull. Источник: redbull.com
  1. Программа лояльности.

Например, петербургский отель «Англетер» сотрудничает с «Аэрофлотом».

Источник: angleterrehotel.ru

И у обоих на сайтах есть информация об этом.

Источник: aeroflot.com
Если вы хотите устроить коллаборацию с влиятлеьным блогером, попробуйте WOWblogger. Через этот сервис можно размещать нативную рекламу на пяти площадках — Telegram, ВКонтакте, YouTube, Instagram* и Дзене.

Биржа гарантирует размещение постов в срок, корректную маркировку и снимает необходимость контролировать авторов и запрашивать у них статистику. Персональный менеджер бесплатно сформирует пакет размещений, исходя из вашего бюджета и пожеланий по охватам и продажам. А при запуске на WOWBlogger через eLama вы получите скидку до 15% на первое размещение. Узнать больше →

Чем полезны коллаборации

Объединяясь на время, бренды взаимно усиливают друг друга. Результат удачной коллаборации — это:

  • обмен аудиторией и расширение клиентской базы;
  • доступ к новым или недоступным ресурсам — например, миллионному бюджету для блогера, который сотрудничает с брендом, и большой сформированной аудитории для нового бренда, который сотрудничает с блогером;
  • более мощные и эффективные кампании;
  • оптимизация затрат — потому что заинтересованных сторон больше;
  • увеличение продаж в результате маркетинговых усилий;
  • разнообразие и инновации за счет тестирования новых подходов;
  • интересные, потенциально виральные инфоповоды;
  • ценностный капитал, который добавляет бренду выбор партнера. Технологии, искусство, благотворительность — то, что компания выбирает, характеризует ее.

Материалы по теме:

  1. Достучаться до небес: как написать блогеру письмо о сотрудничестве
  2. Нативно и легально: работаем с блогерами по закону
  3. Ты моя звезда: запускаем направление инфлюенс-маркетинга

Как оценивать эффективность коллабораций

Обычно коллаборация — это не самое очевидное объединение для создания чего-то, чего не существовало раньше. Поэтому в ней мало готовых решений — наоборот, чем больше нестандартных ходов, тем лучше она может сработать. А как понять, хорошо ли она сработала? Вот на что можно смотреть при оценке:

  1. KPI, ключевые показатели эффективности. Определите их, исходя из цели — это могут быть цифры продаж, количество лидов, охваты в соцсетях, уровень осведомленности и т. д. Измеряйте и сравнивайте эти показатели до начала сотрудничества и после него.
  2. Финансовые показатели: выручка, операционные расходы, прибыль, возврат инвестиций и проч. Они покажут, окупилась ли коллаборация и была ли успешна в денежном выражении.
  3. Маркетинговый и брендовый эффект — то, как сотрудничество повлияло на бренд. Выражается в изменениях в узнаваемости бренда, уровне доверия и лояльности клиентов.
  4. Отзывы и обратная связь от клиентов, сотрудников и партнеров. Может помочь выявить успешные аспекты сотрудничества и возможные проблемы.
  5. Эффективность внутренних процессов — то, как сотрудничество влияет на производительность, издержки и т. д.
  6. Качество отношений между участниками и между ними и их клиентами. Эффективная коллаборация может привести к укреплению деловых связей и повышению доверия.

Результаты такой оценки пригодятся, чтобы скорректировать стратегию или принять решение о том, чтобы прекратить сотрудничество.

Что важно учесть при выборе партнера

  • Чтобы сферы деятельности были смежными, но не совпадали — то есть чтобы потенциальный партнер не был вашим конкурентом. Ну, если вы не музыкальные исполнители.
  • Чтобы целевые аудитории пересекались, но не были одинаковыми — иначе расширения не получится.
  • Чтобы ценности брендов не противоречили друг другу. Иначе можно потерять в лояльности клиентов, а то и понести репутационные риски.
Источник: rbc.ru

Главное

  1. Определение коллаборации в рекламе и маркетинге — партнерство между брендами для достижения общих бизнес-целей.
  2. Такое партнерство взаимно выгодно, равноправно и обычно имеет результатом продукт: товар или лимитированную коллекцию, информационный или художественный спецпроект, спецпредложение для клиентов или программу лояльности, совместное мероприятие, исследовательскую программу или достижение.
  3. Объединяясь на время, бренды взаимно усиливают друг друга: обмениваются аудиторией, получают доступ к новым ресурсам, запускают более мощные и эффективные кампании, создают громкие инфоповоды и т. д.
  4. Оценивать эффективность коллабораций можно по заранее намеченным KPI, финансовым показателям, маркетинговому и брендовому эффекту, отзывам и обратной связи и пр.
  5. При выборе партнера важно учитывать, чтобы бренды не конкурировали, их ценности не противоречили друг другу, а целевые аудитории пересекались, но не совпадали.

*Компания Meta, а также ее продукт Instagram признаны экстремистскими в России

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger 10% скидки
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger 10% скидки
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Амбассадор

Амбассадор — это человек, который представляет и продвигает бренд, продукт или услугу не через прямую рекламу, а делая их частью своей жизни. Он пользуется продуктами бренда сам и демонстрирует это аудитории, которая ему доверяет.

Блогер

Блогер — это человек, который создает и публикует контент на онлайн-площадке, например, на своем сайте или блог-платформе, в блоге, профиле или группе в соцсети, на видеохостинге или сервисе подкастов.

Взаимный пиар

Взаимный пиар — это сотрудничество двух и более сторон для продвижения брендов, продуктов или проектов друг друга.