Конечный рекламодатель
Права и ответственность рекламодателя в том, что касается маркировки, описывает закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"» от 02.07.2021 N 347-ФЗ.
В цепочке размещения рекламодатель — первое звено. Он передает данные для публикации рекламораспространителю или оператору рекламной системы — либо напрямую, либо через одного или нескольких посредников. Посредником может выступать фрилансер, рекламное агентство или сервис автоматизации — например, eLama.
Каждый из участников цепочки сообщает оператору рекламных данных (ОРД) о ближайших к нему звеньях и том, кто конечный рекламодатель. Оператор собирает информацию о договорах и актах, контрагентах, креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяет их и направляет в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Участники цепочки имеют доступ к данным в ЕРИР: каждый видит информацию о ближайших звеньях, рекламодатель — также сумму, дошедшую до площадок.
Подробности: Закон о единой системе учета интернет-рекламы: кто и как должен передавать данные в Роскомнадзор
Объявление публикуется с пометкой «Реклама» и указанием на конечного рекламодателя.
К каждому объявлению добавляется уникальный идентификатор (токен) для отслеживания — его ОРД выдает после регистрации, в обмен на данные о креативе и том, кто его заказал.
После размещения креатива о нем нужно отчитываться в ОРД — сообщать о статистике и том, сколько денег было потрачено на его показы за календарный месяц.
Каждый из участников цепочки передает в ОРД свою часть информации по ней. Обязанности можно делегировать кому-то одному, явно прописав это в договоре. Так, рекламодатель, посредник-фрилансер и блогер, который считается рекламораспространителем, могут договориться, что получать токены и подавать отчетность по креативам будет кто-то один из них, скажем, рекламодатель. При этом каждый из них еще должен отчитываться по своим доходным актам — но это тоже можно делегировать: агентству или посреднику, прописав обязаннности в договоре.
Полезно: Договор о маркировке рекламы в интернете: образец и рекомендации
Другой пример — рекламная система Telegram Ads. В отличие от Яндекс Директа и VK Рекламы, которые связаны с собственными ОРД, Telegram не подает отчетность о рекламных публикациях на своей платформе. Это нужно делать рекламодателю (либо агентству или посреднику по договору): регистрировать каждый креатив в ОРД, добавлять токен к объявлению, в течение 30 дней по окончании месяца показов объявления загружать в ОРД его статистику.
Подробности: Как получить токен для Telegram Ads, как его изменить и куда добавить — инструкция
Делегируя обязанности по закону о маркировке, участники цепочки не снимают с себя ответственности за ненадлежащее их исполнение. Исключение — рекламодатели, которые обладают исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являются изготовителями или продавцами товаров. Такие рекламодатели могут переложить обязанности подавать данные в ОРД на рекламораспространителя или посредника и не будут нести ответственность, если те что-то сделают не так.
Главное — внести это в договор или допсоглашение. Детали — в Постановлении Правительства № 948 от 25.05.22, а вот комментарий юриста по этому поводу.
Ответственность
По закону, который вступил в силу 1 сентября 2023 года, за нарушение правил маркировки и отчетности рекламодатель может получить штраф от Роскомнадзора:
- до 100 000 руб. для физлица;
- до 200 000 руб. для должностного лица или ИП;
- до 500 000 руб. для юрлица.
Подробности: О штрафах и ответственности за отсутствие маркировки рекламы
Другие термины
Ко всем терминам тематикиРазаллокация — это разбивка суммы акта по изначальным договорам заказчиков, часть отчетности по закону о маркировке рекламы.
Рекламораспространитель — это юридическое или физическое лицо, которое распространяет рекламу в интернете или организует ее распространение. Это один из участников цепочки размещения интернет-рекламы, согласно закону, который регулирует ее маркировку.
Токен маркировки, или идентификатор креатива — это уникальный буквенно-цифровой код, который присваивается каждому рекламному креативу для его регистрации и отслеживания в Едином реестре интернет-рекламы Роскомнадзора (ЕРИР).