К списку всех терминов

Продакт-плейсмент

Термин из темы
Инфлюенс-маркетинг
Продакт-плейсмент — это интеграция продукта, бренда или услуги в контент: фильм, шоу, музыку, видеоигру, книгу и другие форматы. В такой рекламе нет прямого призыва к покупке — она органично вписывается в сюжет, диалог, кадр или название произведения.

Что собой представляет продакт-плейсмент: примеры

Продакт-плейсмент иначе называют скрытой рекламой: по факту продукт демонстрируется в кадре, узнается и запоминается, но в такой интеграции не размещаются ссылки, промокоды, контакты и прочие атрибуты типичной рекламы.

Яркий пример продакт-плейсмента — появление бренда в фильме или сериале. В «Форрест Гампе» это Nike, Apple, National Geographic, журналы People, Life и Dr. Pepper.

Продакт-плейсмент широко распространен в кино
Кадр из фильма «Форрест Гамп», авторы: режиссер Роберт Земекис, сценаристы Эрик Рот и Уинстон Грум, композитор Алан Сильвестри. Размещен на 

Футуристичные кроссовки Nike были неотъемлемой частью образа главного героя в фильме «Назад в будущее 2» — тогда они существовали только в виде прототипа с лого компании. В 2015 году фантазия стала реальностью: Nike анонсировал появление в продаже лимитированной серии самозавязывающихся кроссовок.

Иногда продакт-плейсмент — это прототип, который становится идеей для реального продукта
Кадр из фильма «Назад в будущее-2», авторы: режиссер Роберт Земекис, сценаристы Роберт Земекис и Боб Гейл, композитор Алан Сильвестри 

В «Последней сказке Риты» Ренаты Литвиновой фигурирует шампанское «Абрау-Дюрсо».

Через контент для широкой аудитории могут рекламироваться самые разные бренды
Кадр из фильма «Последняя сказка Риты», авторы: режиссер и сценарист Рената Литвинова, композитор Земфира Рамазанова 

А в «Ночном дозоре» герои пьют кофе Nescafe.

В фильмах Тимура Бекмамбетова всегда мощный продакт-плейсмент
Кадр из фильма «Ночной дозор», авторы: режиссер Тимур Бекмамбетов, сценаристы Тимур Бекмамбетов и Сергей Лукьяненко, композитор Юрий Потеенко. 

Не менее активно прямой продакт-плейсмент используется в видеоиграх. Например, в интерактивном симуляторе жизни Sims герои одеваются в H&M.

Продакт-плейсмент часто встречается в играх
Источник: simsarchives.com/les-sims-2-hm-fashion

В художественных произведениях продакт-плейсмент тоже присутствует. Доказанный пример — контракт британской писательницы Фэй Уэлдон с компанией Bulgari. Фэй выпустила роман The Bulgari Connection, в котором упомянула ювелирный бренд 34 раза. В России продакт-плейсментом в литературе занималось отдельное агентство — название продукта выносили на обложку или включали в текст. В «Принцессе на „Кириешках“» Дарьи Донцовой использовались оба варианта: бренд присутствует в названии романа и упоминается в сюжете. А еще имя бренда мог носить один из героев — например, кота в «Блондинке за левым углом» Галины Куликовой звали Кларитин.

В книгах Дарьи Донцовой легко обнаружить продакт-плейсмент
Источник: https://buk-va.ru/series/ironichieskii_dietiektiv_702

Сравнительно новое направление — продакт-плейсмент в картинах. Американский художник Алекс Гросс часто интегрирует бренды в свои работы.

Продакт-плейсмент в картинах — относительно новое явление
Источник: alexgross.com/paintings/dior

Зачем бизнесу продакт-плейсмент: плюсы и минусы

Продакт-плейсмент — популярный инструмент в маркетинговых стратегиях брендов.

Он помогает:

  1. Повысить узнаваемость бренда. Интеграция в контент для массовой аудитории позволяет бренду стать более заметным: его видят и запоминают.
  2. Создать и закрепить позитивные ассоциации с брендом. Продакт-плейсмент может подсвечивать нужные свойства продукта: яркий вкус, полезность, премиальность или доступность. Главное, чтобы это было естественно вписано в сценарий или сюжет. Нарочитое выделение продукта или контраст с контентом, в который он интегрирован, скорее вызовут негативную реакцию.
  3. Расширить аудиторию и более глубоко взаимодействовать с ней. Благодаря продакт-плейсменту бренд получает новую аудиторию, до которой было бы сложно дотянуться с помощью традиционной рекламы. Он становится частью жизни зрителей, слушателей или читателей — через их любимые шоу, сериалы, книги, подкасты и другой контент.
  4. Продвигать бренд вдолгую. Фильмы и сериалы смотрят и пересматривают годами, книги перечитывают, игры проходят по много раз. Чем успешнее проект, тем большую выгоду от рекламного размещения получает бренд.

Очевидный плюс продакт-плейсмента для создателей контента — дополнительный доход. Иногда такое финансирование существенно поддерживает проект, помогает его улучшить и довести до выпуска.

Если аудитории продукт или бренд не знакомы совсем и недоступны — например, продукт нельзя купить в стране, где идет прокат фильма, у продакт-плейсмента будет нулевая эффективность. Чтобы избежать этого, под разные рынки подбираются разные бренды, а создатели контента снимают или пишут несколько версий.

Минусы продакт-плейсмента для бизнеса:

  1. Ограниченный контроль контекста. Бренд не всегда может влиять на то, как его продукт вписывается в контент, не исключены нежелательные ассоциации.
  2. Возможные негативные реакции аудитории, если интеграция неорганична и реклама выглядит навязчивой.
  3. Высокая цена. Она зависит от охвата, известности создателя контента и других факторов, но в любом случае продакт-плейсмент — это дорого.
  4. Эффективность такой интеграции не всегда понятна и измерима, результаты сложно оцифровать.

Для создателей контента главный минус продакт-плейсмента — риск потерять контроль над сценарием произведения, его целостностью и авторской задумкой. Такое случается, когда продакт-плейсмент не просто избыточен, а кардинально влияет на сюжет или действие.

Наиболее близкий и доступный любому бизнесу продакт-плейсмент — реклама у блогеров. Запустить ее быстро и просто помогает биржа WOWBlogger. 30 000+ блогов проверены вручную на качество контента и накрутки. Можно разместить рекламу через менеджера — он подберет подходящих блогеров, договорится об интеграции и подготовит отчет с результатами кампании. А можно запуститься самостоятельно — в открытом каталоге биржи 7500+ блогеров, которых удобно выбирать по фильтрам.

На первое размещение через eLama — скидка 10%. Узнать больше

Виды продакт-плейсмента

Чаще всего продакт-плейсмент классифицируют по формату его присутствия в контенте:

  • Визуальный — бренд появляется в кадре фильма, сериала, шоу, музыкального клипа, в иллюстрации или на картине. Определить продакт-плейсмент легко по логотипу бренда, который хорошо виден на переднем или заднем планах.
  • Вербальный — бренд или продукт упоминается в диалоге. Фирменная мелодия или звуковые эффекты, связанные с брендом, тоже относятся к звуковой скрытой рекламе.
  • Динамический или игровой — продукт используют в кадре по прямому назначению.
  • Еще один формат — включение бренда в название произведения. Самый яркий пример — книга и фильм «Дьявол носит Prada».

Также продакт-плейсмент может разделяться по каналам распространения: реклама в фильмах, сериалах, книгах, играх, музыке и картинах.

Запрещен ли продакт-плейсмент по закону в России

Как уже упоминалось выше, в маркетинге продакт-плейсмент и скрытая реклама — идентичные понятия. Согласно ст. 5 п. 9 ФЗ «О рекламе» скрытая реклама в России не допускается. Но важно понимать, что подразумевается под ней в рамках закона. В ФЗ «О рекламе» это технологии, которые оказывают неосознаваемое воздействие на сознание потребителей — например, 25-й кадр или вторая звуковая дорожка. Продакт-плейсмент аудитория видит и осознает — то есть, под такую формулировку не попадает.

Кроме того, в п. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе» указано:

«Настоящий Федеральный закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера»

В письме ФАС России от 25.05.2011 № АК/20129 «О признании рекламы неорганично интегрированной в теле-, радиопередачу» под органично интегрированной понималась информация о товаре, которая представляет собой часть общего сюжета произведения и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом товары на должны концентрировать внимание на себе, подменять главных персонажей в произведении и нарушать сюжет.

Однако если возникнет спорная ситуация, сложно предсказать, в каком случае административная и судебная практика признают продакт-плейсмент органично интегрированным в контент, а когда — скрытой рекламой. Поэтому любой продакт-плейсмент целесообразно планировать с помощью компетентных специалистов.

Как оценить эффективность продакт-плейсмента

Эффективность продакт-плейсмента трудно оценить напрямую.

Косвенно успешность размещения могут показать:

  • тираж книги или охват фильма;
  • вовлеченность аудитории — количество лайков, комментариев, репостов или обсуждений контента, куда включен продакт-плейсмент;
  • осведомленность о бренде и его узнаваемость — измерить эти показатели помогут исследования Search Lift и Brand Lift.

Три совета для создания эффективного продакт-плейсмента:

  1. Интегрировать продукт в сюжет нативно. Бренд должен быть заметен, но не кричать о себе. Если герои говорят о продукте, это не должно звучать как заученная реклама с лозунгами — такая подача вызовет только отторжение (и ненужное внимание антимонопольной службы)
  2. Показывать продукт явно. Бренд должен быть узнаваемым с первого взгляда. Это не противоречит предыдущему пункту: заметность не равно навязчивость.
  3. Хорошо понимать целевую аудиторию фильма или другого произведения, куда интегрируется бренд. Насколько она пересекается с аудиторией бренда? Продукт отвечает ее интересам и потребностям? Чем точнее попадание — тем теплее отклик этой аудитории и выше эффективность размещения в целом.

Главное

  1. Продакт-плейсмент — органичная интеграция бренда в развлекательный или полезный контент. Эта интеграция может быть визуальной, вербальной, динамической или смешанной.
  2. Продакт-плейсмент позволяет охватить огромную аудиторию и взаимодействовать с ней вдолгую, повысить узнаваемость бренда, создать и закрепить положительные ассоциации с ним. В то же время — это дорогая реклама, эффективность которой сложно измерить.
  3. В маркетинге продакт-плейсмент называют скрытой рекламой. Но в российском законодательстве эти понятия разделяются. Если скрытая реклама в понимании закона это то, что оказывает неосознаваемое воздействие на сознание потребителей, и она однозначно запрещена, то органичная интеграция в контент — нет. Чтобы избежать рисков, планировать кампанию лучше с участием юриста.
  4. Чтобы продакт-плейсмент оказался успешным, важно показывать продукт явно и при этом нативно, понимать целевую аудиторию и точно попадать в ее интересы.
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
Амбассадор

Амбассадор — это человек, который представляет и продвигает бренд, продукт или услугу не через прямую рекламу, а делая их частью своей жизни. Он пользуется продуктами бренда сам и демонстрирует это аудитории, которая ему доверяет.

Блогер

Блогер — это человек, который создает и публикует контент на онлайн-площадке, например, на своем сайте или блог-платформе, в блоге, профиле или группе в соцсети, на видеохостинге или сервисе подкастов.

Взаимный пиар

Взаимный пиар — это сотрудничество двух и более сторон для продвижения брендов, продуктов или проектов друг друга.