Таргетолог
Таргетолог: что это за профессия, плюсы и минусы
Специалисты по таргету появились вместе с развитием соцсетей: ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, рекламная система Telegram Ads поспособствовали популярности этой профессии. Поэтому таргетолога еще часто называют специалистом по рекламе в соцсетях.
Название профессии образовано от англ. target — «цель». В контексте работы специалиста по таргетированной рекламе цель — продажа продукта или услуги, рост подписчиков или охватов, обусловленных точным попаданием в интересы и потребности аудитории.
Среди плюсов профессии:
- Востребованность и возможность быстро стартовать. Чтобы начать зарабатывать, специалисту по таргетированной рекламе не нужно получать образование годами: достаточно изучить базовую теорию из открытых источников или на курсах и пройти стажировку у более опытных коллег или самостоятельно выполнить несколько тренировочных проектов бесплатно. Найти клинтов несложно — любому бизнесу, который продвигается онлайн и в соцсетях частности, нужны такие специалисты.
- Свободный график. Специалисту по таргету не обязательно брать проекты на полную занятость и тем более — в офисе. Можно работать удаленно, совмещать несколько проектов, распределять нагрузку в зависимости от желаний и возможностей.
- Динамика работы и новизна. Настраивать эффективную таргетированную рекламу — во многом творческая задача. Даже похожие проекты не получится вести одинаково: нужно постоянно генерировать идеи и гипотезы, проверять их, искать нестандартные подходы.
Есть и минусы:
- Высокая конкуренция — обратная сторона легкого входа в профессию. На одну вакансию или один заказ на фрилансе может быть сотни откликов: чтобы выделиться среди похожих предложений, придется прокачаться не только в настройке и оптимизации кампаний, но и в умении вести переговоры и навыках самопрезентации.
- Необходимость постоянно учиться. В работе с таргетированной рекламой постоянно что-то меняется и дополняется: обновления рекламных систем, инструменты, правила. Чтобы оставаться востребованным специалистом, всё это важно отслеживать и вовремя внедрять в проекты.
Рассмотрим подробнее, что входит в обязанности таргетолога.
Чем занимается таргетолог
Основная задача специалиста по таргету — настраивать рекламу так, чтобы она выполняла цели кампании: увеличивала показы, охваты, вовлеченность целевой аудитории, вела трафик на сайт или давала лиды и конверсии.
Вот что делает таргетолог для этого.
Анализирует продукт и целевую аудиторию
Типичная должностная инструкция специалиста по таргету включает в себя этот пункт — «изучение и анализ продукта или бренда, его конкурентов и пользователей». Эту информацию специалист берет из открытых источников и материалов заказчика: маркетинговой стратегии, брендбука, статистики активных и завершенных кампаний.
Кроме того, перед работой над проектом специалист по таргетированной рекламе составляет бриф — в нем заказчик прописывает цели проекта и требования к нему, отвечает на вопросы о бренде, продукте и целевой аудитории.
Собирает и сегментирует аудиторию
Используя информацию из брифа и других источников, таргетолог формирует портрет целевой аудитории: пол и возраст, интересы, какие ее боли и потребности закрывает продукт, какие возражения могут возникнуть.
Также специалист разбирается, что эта аудитория делает в соцсетях: в каких группах и пабликах наиболее активна, в какое время. И далее делит на сегменты, чтобы точнее попасть в нужную аудиторию. Информацию о поведении посетителей соцсетей можно собирать вручную или с помощью парсеров.
Создает креативы
В обязанности таргетолога часто входит создание объявлений, хотя в некоторых проектах специалисты работают с креативами от заказчиков или делегируют задачу копирайтерам и дизайнерам. Даже если специалист по таргету не готовит тексты и картинки или видео самостоятельно, ему важно понимать, какие объявления лучше всего решают задачу проекта: где нужна провокация, а где — наглядный пример, какой CTA сработает для нужной аудитории, и другие нюансы.
Тестирует рекламу, анализирует ее эффективность и оптимизирует настройки
После запуска кампании специалист по таргету регулярно отслеживает статистику в кабинетах рекламных систем: количество и стоимость показов и кликов, CTR, CAC и другие метрики. Если реклама ведет на сайт, изучает в Яндекс Метрике поведение пользователей, кликнувших на объявление.
Так специалист находит неэффективные офферы и продумывает, как улучшить результаты кампании: меняет настройки показа рекламы, тестирует новые креативы и аудитории.
Какие навыки для этого необходимы
Чтобы выполнить задачи, перечисленные выше, специалисту по таргетированной рекламе пригодятся:
- Аналитические способности, чтобы работать с данными о поведении аудитории, верно интерпретировать и улучшать результаты кампаний, понимать и применять тренды, находить эффективные стратегии и принимать аргументированные решения.
- Знание рекламных платформ, умение настраивать и оптимизировать рекламные кампании на них.
- Умение работать с парсерами для поиска и формирования аудиторий, которые невозможно настроить в рекламных кабинетах.
- Навыки копирайтинга, владение графическими и видеоредакторами для подготовки объявлений, цепляющих целевую аудиторию.
- Навыки переговоров, совместной работы и делегирования. Даже если специалист работает не в штате и удаленно, он взаимодействует с командой: маркетологами, аналитиками, дизайнерами. И, конечно, с заказчиком. Способности договариваться, объяснять задачу, наглядно представлять свою работу и выстраивать долгосрочное сотрудничество существенно помогают освоиться и продвинуться в профессии.
Чем специалист по таргету отличается от SMM-специалиста
Из-за того, что оба специалиста работают с соцсетями, обязанности одного могут ошибочно приписывать другому. Но у этих специалистов разные направления и фокус работы. Принципиальные отличия — в таблице.
Сколько зарабатывает таргетолог
Зарплата таргетолога во многом зависит от его опыта: начинающим специалистам агентства и владельцы бизнеса готовы платить около 40 000 руб.
С ростом навыков и успешных проектов в портфолио увеличивается и доход: специалисты высокого уровня могут зарабатывать 150 000 — 250 000 руб. и выше.
Специалист по таргету может расти вертикально — от Junior до Senior-уровня, перейти в руководители и лидировать направление. А может — горизонтально: вести несколько проектов, брать более сложные задачи, изучить контекстную рекламу и стать универсальным трафик-менеджером или интернет-маркетологом. Всё это — пути для развития и роста дохода.
Как стать таргетологом с нуля
Как и многим digital-профессиям, настраивать и запускать таргетированную рекламу можно научиться:
- По информации в открытом доступе. Например, инструкции в блоге eLama помогают разобраться, с чего начать и как устроен процесс, а бесплатные видео и вебинары дают и основы, и фишки, интересные даже продвинутым специалистам. Для полного погружения подойдет свежий курс по VK Рекламе, записанный в феврале 2024 года по действующим интерфейсу, форматам и плейсментам. А чтобы расширить знания, пригодятся другие курсы eLama — всё бесплатно и с сертификатами в конце обучения.
- По платным курсам. Здесь большой выбор: от известных образовательных платформ до собственных курсов рекламных систем и агентств, специализирующихся на интернет-рекламе.
- На стажировке в агентстве или у опытного наставника. Чтобы попасть на нее, пригодятся базовое портфолио (даже из тренировочных проектов) и грамотная самопрезентация с четкими акцентами: что уже умеете, чему хотите научиться, на каких условиях и как много готовы работать. Стажировка на реальных проектах — отличная возможность «набить руку», получить рекомендации и старт для быстрого развития.
Главное
- Таргетолог — это специалист по настройке и запуску таргетированной рекламы. Его цель — точное попадание в аудиторию, которой интересен продукт заказчика, и достижение конверсии: подписок, продаж или других метрик, установленных для конкретного проекта.
- Специалисту по таргету важно уметь анализировать продукт, изучать, собирать и сегментировать целевую аудиторию, понимать принципы создания привлекательных креативов, разбираться в аналитике рекламы, регулярно тестировать гипотезы, оценивать эффективность кампаний и оптимизировать их. Инструменты бесплатного маркетплейсе eLama помогают упростить работу специалиста по таргету: спарсить аудиторию или создать креативы за пару минут. Все они доступны бесплатно. Посмотреть инструменты →
- Специалист по таргетированной рекламе и SMM-специалист — две разные профессии. Первый нацелен на привлечение аудитории через рекламные каналы, а второй — создает контент и развивает бренд через постинг и взаимодействие с подписчиками.
- Стать таргетологом с нуля можно в любом возрасте и с любым уровнем знаний. Главное — желание и готовность постоянно учиться: самостоятельно и с преподавателями на курсах, на стажировках или в паре с опытным наставником.
Другие термины
Ко всем терминам тематикиLook-alike в рекламе — это технология подбора для показа интернет-рекламы похожей аудитории, то есть людей, которые по каким-то характеристикам схожи с пользователями из исходного списка ваших потенциальных или реальных клиентов.
Performance-маркетинг — это стратегия маркетингового продвижения, направленная на достижение конкретных бизнес-целей. Позволяет оценить, сколько денег приносит реклама, получить измеримые результаты в короткие сроки и заработать больше.
Брендформанс-маркетинг — это подход к продвижению, который сочетает методы и инструменты performance-маркетинга и брендинга: целенаправленность и количественные метрики со стратегическим подходом к формированию и развитию образа компании. Брендформанс позволяет комплексно работать над узнаваемостью компании, оценивая при этом эффективность размещений.