К списку всех терминов

Мессенджер-маркетинг

Термин из темы
Маркетинг
Мессенджер-маркетинг — это направление интернет-маркетинга, которое позволяет бизнесу работать с целевой аудиторией в мессенджерах — сервисах для обмена сообщениями и файлами — и получать оттуда заявки и продажи товаров или услуг. С помощью него можно подогреть интерес потенциального клиента, довести его до покупки по воронке продаж, отправить рассылку, организовать техподдержку и многое другое.

Сегодня главные мессенджеры в России — Telegram и WhatsApp, у них 76 млн и 90 млн пользователей в месяц, по оценке Mediascope в мае 2023 года. За ними следует VK Мессенджер с ежемесячной аудиторией, по официальным данным, в 67,2 млн пользователей человек.

В мессенджерах пользователи переписываются и созваниваются с друзьями и родными, читают новости и каналы по интересам, общаются в чатах с коллегами и соседями, а также взаимодействуют с брендами в каналах и чат-ботах.

Из-за удобства и функциональности мессенджеров число их пользователей постоянно растет, поэтому бизнесу имеет смысл использовать этот канал для продвижения своих товаров и услуг.

Цели и задачи мессенджер-маркетинга

Мессенджеры расширяют инструментарий бизнеса и создают дополнительные точки касания с аудиторией. Рассмотрим их возможности.

  • Дополнительный канал связи с потенциальным клиентом. Вместо того, чтобы заполнять на сайте заявку или звонить по телефону, клиент может кликнуть на виджет Telegram или WhatsApp на сайте, перейти в чат с менеджером по продажам и задать свой вопрос. Кроме того, в мессенджере можно получить обратную связь о продукте или услуге, отправить подтверждение заказа, получить регистрацию на мероприятие и т. д.

  • Генерация лидов, заявок и продаж. Для этого обычно используют чат-бот с автоворонкой, по которой двигается пользователь, прогреваясь к покупке. Клиента также может сопровождать специалист из отдела продаж. Он выяснит потребности, расскажет о предложениях и догреет клиента до сделки. При настроенной интеграции заявки будут автоматически попадать из чат-бота в CRM-систему. Также прогрев может происходить с помощью правильно выстроенного контента в каналах — сейчас они доступны в Telegram и VK Мессенджере.

  • Автоматизация техподдержки и сокращение времени ответа. Чат-бот обрабатывает обращения, которые приходят в нерабочее время, отвечает на часто задаваемые вопросы и экономит время сотрудников службы поддержки.

  • Продажи через интернет-магазин и оплата прямо в мессенджере. В боте можно настроить простой онлайн-магазин и подключить платежную систему, чтобы пользователь мог совершить покупку внутри мессенджера без перехода на внешние сайты.

  • Изучение целевой аудитории. В чат-боте можно провести короткий бриф и задать пользователю предварительные вопросы — например, о целях или о бюджете еще до начала продажи. Ответы пригодятся отделам маркетинга, продаж и рекламы, чтобы детализировать портреты целевой аудитории и точнее на нее ориентироваться.

  • Удержание текущих клиентов и увеличение среднего чека. Аудитории можно отправлять рассылки об акциях и спецпредложениях, тестировать различные механики, которые увеличивают желание купить товар, воспользоваться услугой повторно или выбрать что-то новое из ассортимента.

На этом возможности не заканчиваются, ведь каждый бизнес может комбинировать их и придумывать собственные связки с учетом своих задач.

Читайте по теме: Telegram для бизнеса: какие инструменты предлагает мессенджер № 1 в России

В чем разница мессенджер- и email-маркетинга

Мессенджеры — это еще один канал для коммуникации с аудиторией. Он может быть самостоятельным или дополнять email-маркетинг. Мессенджер отличается от email-маркетинга более близким общением с пользователем, двусторонней перепиской, скоростью и простотой формата.

  • Общение в свободной, а не официальной форме. В электронной почте пользователю приходят деловые письма и новости сервисов. В мессенджерах люди переписываются с друзьями и родственниками.

  • Двусторонняя коммуникация. Формат email-рассылки обычно не предполагает ответа пользователя на письмо, которое отправила ему компания. Рассылка в мессенджере может ориентироваться на ответы и продолжение переписки.

Пример бота
  • Диалог в режиме онлайн. Мессенджер располагает к быстрой коммуникации. Если бизнес задерживается с ответом, потенциальный клиент может уйти к конкуренту в соседнем диалоге.

  • Упрощенный формат. Письмо на почте — обычно длинный материал. Сообщение в мессенджере — оповещение о том, что важно прямо здесь и сейчас.

Пример бота

Подробнее в блоге: Как подключить и использовать чат-бот в Telegram — и почему вам это нужно

Чтобы создать чат-бота, необязательно иметь навыки программирования. На бесплатном маркетплейсе eLama для маркетологов есть два онлайн-конструктора с простым интерфейсом, в настройках которого можно разобраться за полчаса: Smartbot Pro и BorisBot. Клиенты eLama пользуются ими бесплатно и экономят 9000 и 59 400 руб. в год соответственно. Зарегистрироваться →

Кто занимается мессенджер-маркетингом

В крупных компаниях за мессенджер-маркетинг отвечает отдельный специалист или email-маркетолог. В небольшом бизнесе задачи специалиста по мессенджер-маркетингу может выполнять маркетолог, SMM-специалист или контент-менеджер.

Для чего мессенджер-маркетинг нужен специалистам:

  • Маркетологу и email-специалисту — для продвижения бренда, прогрева потенциальных клиентов, выстраивания воронки продаж и сегментации целевой аудитории с помощью опросов.

  • SMM-специалисту — для создания продающей контент-стратегии, интерактивного взаимодействия с аудиторией, увеличения активности в инфопространстве вокруг бренда.

  • Специалисту по платному трафику — для получения лидов из мессенджера как дополнительного рекламного канала или посадочной страницы.

  • Отделу продаж — для автоматической обработки заявок и получения предварительной информации о клиенте еще до первого контакта с ним. А также для разгрузки менеджеров по продажам, которым не придется тратить время на первичные вопросы.

Также сотрудники любого отдела могут делегировать чат-боту типовые задачи. Например, сбор регистраций и напоминания о мероприятиях, проведение оплат и отправление счетов, подтверждение броней, ответы на часто задаваемые вопросы.

Чтобы легко создать чат-бота самостоятельно, читайте в блоге: Как сделать бота в Telegram за 10 минут — пошаговая инструкция

Как оценивать эффективность мессенджер-маркетинга

Чтобы мессенджер-маркетинг приносил видимые результаты, перед его запуском важно обозначить, что именно бизнес хочет с помощью него получить. В зависимости от целей, мессенджер-маркетинг можно оценивать по следующим показателям:

  • Конверсия на каждом этапе воронки. При отслеживании продвижения пользователей от активации бота до заказа можно понять, какие решения сработали на отлично и где узкие места, на которых «отваливаются» потенциальные клиенты. С опорой на четкие показатели воронку нужно дорабатывать и улучшать.

  • Стоимость лида или заказа через мессенджер для бизнеса. Если конечная цель мессенджер-маркетинга — лиды или продажи, подсчитывать их цену нужно для оптимизации стратегии и понимания рентабельности канала.

  • Новые пользователи чат-бота. Если компания предлагает потенциальным клиентам три варианта для связи: почту, телефон и мессенджер, а больше всего обращений получает чат-бот, значит это удобный для аудитории способ коммуникации.

  • Количество обращений за период времени. Это то, сколько пользователей начали общение с ботом за день, неделю или месяц. Если специалист по мессенджер-маркетингу тестирует гипотезу, а количество сеансов прирастает, значит, новая идея отвечает потребностям аудитории.

  • Количество повторных взаимодействий. Это то, сколько раз один пользователь обращается к боту по разным вопросам. Если он каждый раз выбирает бота, а не другой путь, значит, он получает качественный пользовательский опыт.

  • Количество пользователей в разных каналах. Если бизнес занимается мессенджер-маркетингом одновременно в Telegram и WhatsApp, он может понять, куда переходит большая часть аудитории и где лиды дешевле.

  • Доля запросов, которые пользователь в среднем решил с помощью бота за период времени. Если полгода назад клиенты использовали бот только в качестве техподдержки, а сегодня и оплаты проводят, и в опросах участвуют — позитивная динамика налицо.

Мессенджер-маркетинг — это удобный инструмент, который помогает бизнесу упростить коммуникацию с аудиторией и сократить путь клиента до заказа. Добавьте его в список маркетинговых каналов и получите дополнительное пространство для увеличения продаж.

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
CJM, Карта пути клиента

CJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.

CRM-маркетинг

CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.

CTA

CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.