К списку всех терминов

SMM

Термин из темы
Маркетинг
SMM (Social Media Marketing) — это продвижение бренда в социальных сетях. SMM подразумевает ведение и развитие его аккаунтов или групп, общение с пользователями соцсетей, обработку обращений и отзывов.

SMM направлен на то, чтобы создавать и корректировать репутацию, наращивать узнаваемость бренда и лояльность к нему среди аудитории, а также привлекать клиентов.

Соцсети — это ВКонтакте, Одноклассники, Instargam* и Facebook*. Мы относим к ним также Telegram, хотя он в строгом смысле не соцсеть, а мессенджер — но в нем можно создавать сообщество бренда, публиковать новости и общаться с широкой аудиторией.

Что такое SMM и чем он отличается от интернет-рекламы и офлайн-маркетинга

SMM сложно спутать с офлайн-продвижением: он происходит в онлайн-режиме и оперирует только виртуальными форматами, позволяет охватывать огромные аудитории и получать от них немедленную отдачу, дает возможность точного таргетинга и т. д. С интернет-рекламой точек соприкосновения больше, но это, тем не менее, очень разные вещи.

В отличие от рекламы, SMM подразумевает:

  1. Более долгосрочную, подробную и последовательную пошаговую стратегию. Рекламные кампании обычно рассчитаны на достижение краткосрочных целей.
  2. Ставку на постепенное формирование имиджа в большей степени, чем на получение быстрых продаж. Отсюда разница ключевых метрик и показателей эффективности: SMM оперирует цифрами охватов, количеством реакций и комментариев, результатами опросов, реклама — цифрами конверсий.
  3. Оплату людям, а не площадкам. В SMM бизнес платит за создание контента и управление аккаунтами. В интернет-рекламе оплата обычно происходит за клики (CPC), показы (CPM) или конверсии.
  4. Создание большого объема контента в форматах соцсети, обычно «вечнозеленого» — то есть такого, к которому можно и имеет смысл возвращаться. Это не объявления, которые крутятся, пока кампания в работе.
  5. Активный диалог с аудиторией. Реклама обычно куда более монологична.

Маркетинг в соцсетях, на рекламных площадках и офлайн — это разные направления продвижения бренда, которые важно сочетать, чтобы они могли усиливать друг друга.

Цели и задачи SMM

С помощью соцсетей можно:

  1. Формировать образ, транслировать свои ценности и принципы. То, как бренд общается с пользователями и другими брендами, какой контент он публикует, в каких социальных активностях участвует, — делает его репутацию.
Из-за ощущения камерности и интимности, которое дают соцсети с личными страничками и информационными пузырями, они особенно хорошо подходят для создания «человеческого лица» бренда. Здесь можно и нужно показывать кухню и закулисье, рассказывать о сотрудниках, проявлять эмпатию и выражать эмоции.
  1. Информировать аудиторию о новостях и спецпредложениях. Большой плюс соцсетей — в возможности просто и удобно делиться информацией: хоть от бренда к человеку, хоть от человека к человеку.
  2. Продавать товары и услуги. Группу или канал можно превратить в полноценную торговую площадку — и даже заменить ею сайт. Вот, например, инструкция по тому, как создать интернет-магазин во ВКонтакте.
  3. Расширять охваты и повышать узнаваемость. Виральный контент, посевы в тематических группах и кросс-постинг, реклама — существует масса способов нарастить количество подписчиков, а значит — потенциальных покупателей.
  4. Налаживать и укреплять контакт с целевыми пользователями. Страница во ВКонтакте или Instagram* — это способ быстрой связи, который способен улучшить пользовательский опыт и усилить доверие к бренду.
  5. Прогревать прохладную и теплую аудиторию и вести ее к покупке. Людей, которые проявили внимание к бренду, подписавшись на него, важно поощрять, заново заинтересовывать и мотивировать к покупке новыми публикациями.
  6. Развивать сообщество адвокатов бренда. В публичной группе или канале люди, у которых есть некоторые черты сходства плюс интерес и доверие к бренду, могут общаться и укреплять эмоциональные связи и между собой и с брендом — чтобы распространять свои добрые чувства дальше.
  7. Генерировать UGC-контент. User-generated, то есть пользовательский, контент — это сетевой тренд последних лет. Бренды активно используют фото, истории, кейсы, которыми пользователи делятся в соцсетях. Главное — спрашивать их согласия.
  8. Собирать обратную связь о бренде и продуктах. Страницы в соцсетях — это пространство ближнего круга, в котором человек чувствует себя уютно и свободно в выражении мнений и эмоций. Поэтому здесь проще и быстрее всего можно собирать откровенные мнения покупателей и представителей ЦА, чтобы потом улучшать продукт.
  9. Обрабатывать негатив в отзывах и комментариях. Обратная связь не всегда бывает позитивной. И здесь соцсети бесценны, потому что позволяют моментально отреагировать на плохой отзыв: пообщаться с человеком, выяснить причину проблем и загладить вину, если она реальна. А если нет — то объяснить недоразумение. И потом, если это необходимо, скорректировать процессы, чтобы подобное не повторялось.
  10. Собирать аудитории для ремаркетинга. На подписчиков своих и конкурентных групп можно запускать кампании в рекламных системах — например, в VK Рекламе.
  11. Привлекать трафик на сайт. Ссылка на сайт в полезном и интригующем посте — верный способ получить больше прочтений.
  12. Занимать позиции в выдаче поисковиков. Яндекс и Google при ранжировании учитывают поведенческие факторы: чем больше переходов на сайт из соцсетей — тем выше его позиции.
  13. Находить новых сотрудников. Ценные специалисты могут быть подписаны на вас и отреагировать на опубликованную вакансию. Или могут увидеть репост у кого-то из друзей. В любом случае ваш публичный образ повлияет на их желание работать именно у вас.

Что такое SMM: возможные направления

Под такой объем задач нужен соответствующий инструментарий. Так что в SMM-продвижение входит целый комплекс методов, которые важно сочетать, не ограничиваясь чем-то одним.

Развитие площадки

Самый медленный, но базовый и крайне важный для позиционирования способ — это ведение и развитие группы, паблика или канала. Билл Гейтс когда-то сказал «Кого нет в интернете, того нет в бизнесе». Теперь в этом утверждении слово «интернет» можно смело менять на «соцсети».

Читайте по теме:

На бесплатном маркетплейсе eLama есть инструменты, которые помогают специалистам вести соцсети: забирают рутину, экономят время, собирают данные и упрощают отчетность.

Так, в SMMplanner можно настраивать отложенный постинг в 11 соцсетей и мессенджеров, создавать креативы во встроенном графическом редакторе и следить за показателями постов в удобных отчетах. А в JagaJam — изучать рейтинги лучших страниц в 14 соцсетях, пользоваться умным поиском по брендам, блогерам, конкурентам и анализировать профили по более чем 50 метрикам.

Зарегистрироваться →

Мониторинг инфопространства и активность в нем

Можно при этом ограничиваться своими площадками и отзывами о собственных продуктах.

Отзывы на своих площадках
Источник: сообщество во ВКонтакте «Вкусвилл. Здесь полезное вкусно» 

Или идти «в поля» — как, например, Vizit, который стал легендой интернета со своими шутками на грани и активностью в соцсетях.

Активность на чужих площадках в соцсетях
Источник: сообщество во ВКонтакте Vizit

Реклама — таргетированная и нет

В соцсетях рекламируют как группы и каналы с целью набора подписчиков, так и продукты, услуги, мероприятия.

В VK Рекламе, например, можно запускать рекламу сайта или объявления с лид-формой, которая позволяет собирать лиды и заявки без перехода на сайт. А в Telegram Ads — вести из объявлений в чат-бот с настроенными по воронке сценариями.

Подробнее:

Инфлюенс-маркетинг

Верный способ нарастить аудиторию бренда — размещаться в тематических сообществах и у блогеров, которых может читать ваша ЦА.

Действовать можно разными способами:

  1. За деньги — это называется «посев».
  2. Перекрестно — это называется «кросс-постинг»: когда два сообщества рекомендуют друг друга.
  3. По бартеру — в обмен на услугу или товар.

Подробности:

Конкурсы

Соревнования и розыгрыши со скидками и подарками — это способ повышения вовлеченности и расширения охвата, источник новых подписчиков и пользовательского контента.

Что входит в обязанности SMM-специалиста

В идеале SMM-щик — это творческий человек с аналитическими способностями, грамотный, внимательный к деталям, умеющий и любящий учиться, способный трезво мыслить и быстро принимать решения в стрессовой ситуации.

Вот что может входить в круг его обязанностей в зависимости от компании и проекта.

  1. Разработка стратегии SMM. Цели, тактики, определения ЦА, контент-план — всё это должно предшествовать конкретным мерам.
  2. Оформление и обновление профилей в разных соцсетях.
  3. Создание контента — текстов, видео, графики.
  4. Планирование и публикация постов в соответствии с контент-планом и графиком.
  5. Общение с аудиторией — ответы на комментарии, решение проблем и вопросов, поддержание активности.
  6. Запуск и ведение рекламных и инфлюенс-кампаний в соцсетях.
  7. Мониторинг и анализ результатов SMM-кампаний, измерение KPI, создание отчетов и выработка рекомендаций для улучшения стратегии.
  8. Отслеживание трендов, их адаптация и интеграция в стратегию.
  9. Кризисное управление репутацией бренда: поиск и отработка негатива.
  10. Взаимодействие с отделами маркетинга, PR, продаж, дизайна и другими, чтобы обеспечить единство презентации и восприятия бренда.
  11. Планирование и контроль бюджета SMM-кампаний и рекламы в социальных медиа.

 

Кому подходит SMM

По данным на начало 2023 года соцсетями пользуются 73,3% всех россиян. Поэтому SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.

Возможность быть на виду, делиться с пользователями ними полезной информацией, красивыми картинками и другим контентом, получать обратную связь может быть особенно полезна:

  • магазинам розничной торговли;
  • ресторанам и кафе;
  • медиа и предприятиям индустрии развлечений;
  • салонам, студиям, центрам красоты и здоровья;
  • технологическим компаниям и стартапам;
  • благотворительным организациями.

Но это, разумеется, далеко не всё. Любой бизнес с контентом любой специфичности может найти в соцсетях свою аудиторию.

 

Как оценивать эффективность SMM

Несмотря на то что реклама в соцсетях способна приносить быстрые продажи, SMM-маркетинг в целом — это игра вдолгую. Он создает репутацию, предлагает аудитории темы для размышления, формирует спрос — и влияет на уровень продаж скорее косвенно.

Поэтому анализировать его важно с двух сторон: маркетинговой и коммерческой. Для этого есть две группы метрик.

SMM-метрики

Отражают уровень интереса пользователей к вам и вашему контенту. Это количество:

  • подписчиков в группах бренда в разных соцсетях;
  • просмотров постов;
  • реакций — лайков, комментариев, репостов;
  • сообщений в Direct;
  • упоминаний на разных площадках;
  • отзывов;
  • а также коэффициент вовлеченности ER (Engagement Rate).

Источник всех этих данных — собственные отчеты соцсетей. Например, ВКонтакте собирает статистику по группе в наглядном дашборде.

Статистика по группе во ВКонтакте

Своя статистика, хоть и менее подробная, есть и в Telegram-каналах. Она отражает рост количества подписчиков, просмотры по часам с источниками, количество просмотров и репостов и языки, на которых общается аудитория.

Статистика Telegram-канала

Коммерческие метрики

Это всё, что связано с доходом бизнеса:

  • переходы на сайт;
  • лиды;
  • конверсии — звонки, регистрации, заявки, продажи;
  • средний чек клиентов, пришедших из соцсетей;
  • прибыль от клиентов из соцсетей.

Источники этой информации — счетчики систем аналитики и пиксели соцсетей. Чтобы отслеживать некоторые коммерческие метрики — например, средний чек и прибыль — предварительно нужно настроить сквозную аналитику, то есть соединить данные разных аналитических систем в одном отчете.

На маркетплейсе eLama есть два инструмента для настройки сквозной аналитики. Отчеты BI собирают статистику из рекламных и аналитических систем и загружают ee в системы бизнес-аналитики Microsoft Power BI и Google Looker Studio. ROMI center позволяет импортировать данные: расходы, доходы, лиды — из рекламных и CRM-систем в Яндекс Метрику и Google Analytics. Инструменты бесплатны для всех клиентов eLama на тарифе Optimal.

Главное

  1. SMM (расшифровка — Social Media Marketing) — это продвижение бренда в соцсетях.
  2. С помощью SMM бренды создают человечные образы, рассказывают о новостях и продают, расширяют охваты и привлекают трафик, налаживают контакт с ЦА и прогревают ее, получают пользовательский контент, собирают обратную связь, работают с негативом, формируют аудитории для ремаркетинга и так далее. SMM — важнейший канал продвижения бизнеса.
  3. Методы социального маркетинга включают развитие сообществ, таргетированную и другую рекламу, размещения у инфлюенсеров, проведение конкурсов.
  4. SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.
  5. Для оценки эффективности SMM есть две группы метрик: одни показывают уровень популярности бренда в соцсетях, другие — монетизацию этой популярности.

*Принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской на территории РФ

Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Курсы
РК по акции Директ
Wowblogger под ключ
Маркировка
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
CJM, Карта пути клиента

CJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.

CRM-маркетинг

CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.

CTA

CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.