К списку всех терминов

SMM

Термин из темы
Маркетинг
SMM (Social Media Marketing) — это продвижение бренда в социальных сетях. SMM подразумевает ведение и развитие его аккаунтов или групп, общение с пользователями соцсетей, обработку обращений и отзывов.

SMM направлен на то, чтобы создавать и корректировать репутацию, наращивать узнаваемость бренда и лояльность к нему среди аудитории, а также привлекать клиентов.

Соцсети — это ВКонтакте, Одноклассники, Instargam* и Facebook*. Мы относим к ним также Telegram, хотя он в строгом смысле не соцсеть, а мессенджер — но в нем можно создавать сообщество бренда, публиковать новости и общаться с широкой аудиторией.

Что такое SMM и чем он отличается от интернет-рекламы и офлайн-маркетинга

SMM сложно спутать с офлайн-продвижением: он происходит в онлайн-режиме и оперирует только виртуальными форматами, позволяет охватывать огромные аудитории и получать от них немедленную отдачу, дает возможность точного таргетинга и т. д. С интернет-рекламой точек соприкосновения больше, но это, тем не менее, очень разные вещи.

В отличие от рекламы, SMM подразумевает:

  1. Более долгосрочную, подробную и последовательную пошаговую стратегию. Рекламные кампании обычно рассчитаны на достижение краткосрочных целей.
  2. Ставку на постепенное формирование имиджа в большей степени, чем на получение быстрых продаж. Отсюда разница ключевых метрик и показателей эффективности: SMM оперирует цифрами охватов, количеством реакций и комментариев, результатами опросов, реклама — цифрами конверсий.
  3. Оплату людям, а не площадкам. В SMM бизнес платит за создание контента и управление аккаунтами. В интернет-рекламе оплата обычно происходит за клики (CPC), показы (CPM) или конверсии.
  4. Создание большого объема контента в форматах соцсети, обычно «вечнозеленого» — то есть такого, к которому можно и имеет смысл возвращаться. Это не объявления, которые крутятся, пока кампания в работе.
  5. Активный диалог с аудиторией. Реклама обычно куда более монологична.

Маркетинг в соцсетях, на рекламных площадках и офлайн — это разные направления продвижения бренда, которые важно сочетать, чтобы они могли усиливать друг друга.

Цели и задачи SMM

С помощью соцсетей можно:

  1. Формировать образ, транслировать свои ценности и принципы. То, как бренд общается с пользователями и другими брендами, какой контент он публикует, в каких социальных активностях участвует, — делает его репутацию.
Из-за ощущения камерности и интимности, которое дают соцсети с личными страничками и информационными пузырями, они особенно хорошо подходят для создания «человеческого лица» бренда. Здесь можно и нужно показывать кухню и закулисье, рассказывать о сотрудниках, проявлять эмпатию и выражать эмоции.
  1. Информировать аудиторию о новостях и спецпредложениях. Большой плюс соцсетей — в возможности просто и удобно делиться информацией: хоть от бренда к человеку, хоть от человека к человеку.
  2. Продавать товары и услуги. Группу или канал можно превратить в полноценную торговую площадку — и даже заменить ею сайт. Вот, например, инструкция по тому, как создать интернет-магазин во ВКонтакте.
  3. Расширять охваты и повышать узнаваемость. Виральный контент, посевы в тематических группах и кросс-постинг, реклама — существует масса способов нарастить количество подписчиков, а значит — потенциальных покупателей.
  4. Налаживать и укреплять контакт с целевыми пользователями. Страница во ВКонтакте или Instagram* — это способ быстрой связи, который способен улучшить пользовательский опыт и усилить доверие к бренду.
  5. Прогревать прохладную и теплую аудиторию и вести ее к покупке. Людей, которые проявили внимание к бренду, подписавшись на него, важно поощрять, заново заинтересовывать и мотивировать к покупке новыми публикациями.
  6. Развивать сообщество адвокатов бренда. В публичной группе или канале люди, у которых есть некоторые черты сходства плюс интерес и доверие к бренду, могут общаться и укреплять эмоциональные связи и между собой и с брендом — чтобы распространять свои добрые чувства дальше.
  7. Генерировать UGC-контент. User-generated, то есть пользовательский, контент — это сетевой тренд последних лет. Бренды активно используют фото, истории, кейсы, которыми пользователи делятся в соцсетях. Главное — спрашивать их согласия.
  8. Собирать обратную связь о бренде и продуктах. Страницы в соцсетях — это пространство ближнего круга, в котором человек чувствует себя уютно и свободно в выражении мнений и эмоций. Поэтому здесь проще и быстрее всего можно собирать откровенные мнения покупателей и представителей ЦА, чтобы потом улучшать продукт.
  9. Обрабатывать негатив в отзывах и комментариях. Обратная связь не всегда бывает позитивной. И здесь соцсети бесценны, потому что позволяют моментально отреагировать на плохой отзыв: пообщаться с человеком, выяснить причину проблем и загладить вину, если она реальна. А если нет — то объяснить недоразумение. И потом, если это необходимо, скорректировать процессы, чтобы подобное не повторялось.
  10. Собирать аудитории для ремаркетинга. На подписчиков своих и конкурентных групп можно запускать кампании в рекламных системах — например, в VK Рекламе.
  11. Привлекать трафик на сайт. Ссылка на сайт в полезном и интригующем посте — верный способ получить больше прочтений.
  12. Занимать позиции в выдаче поисковиков. Яндекс и Google при ранжировании учитывают поведенческие факторы: чем больше переходов на сайт из соцсетей — тем выше его позиции.
  13. Находить новых сотрудников. Ценные специалисты могут быть подписаны на вас и отреагировать на опубликованную вакансию. Или могут увидеть репост у кого-то из друзей. В любом случае ваш публичный образ повлияет на их желание работать именно у вас.

Что такое SMM: возможные направления

Под такой объем задач нужен соответствующий инструментарий. Так что в SMM-продвижение входит целый комплекс методов, которые важно сочетать, не ограничиваясь чем-то одним.

Развитие площадки

Самый медленный, но базовый и крайне важный для позиционирования способ — это ведение и развитие группы, паблика или канала. Билл Гейтс когда-то сказал «Кого нет в интернете, того нет в бизнесе». Теперь в этом утверждении слово «интернет» можно смело менять на «соцсети».

Читайте по теме:

На бесплатном маркетплейсе eLama есть инструменты, которые помогают специалистам вести соцсети: забирают рутину, экономят время, собирают данные и упрощают отчетность.

Так, в SMMplanner можно настраивать отложенный постинг в 11 соцсетей и мессенджеров, создавать креативы во встроенном графическом редакторе и следить за показателями постов в удобных отчетах. А в JagaJam — изучать рейтинги лучших страниц в 14 соцсетях, пользоваться умным поиском по брендам, блогерам, конкурентам и анализировать профили по более чем 50 метрикам.

Зарегистрироваться →

Мониторинг инфопространства и активность в нем

Можно при этом ограничиваться своими площадками и отзывами о собственных продуктах.

Отзывы на своих площадках
Источник: сообщество во ВКонтакте «Вкусвилл. Здесь полезное вкусно» 

Или идти «в поля» — как, например, Vizit, который стал легендой интернета со своими шутками на грани и активностью в соцсетях.

Активность на чужих площадках в соцсетях
Источник: сообщество во ВКонтакте Vizit

Реклама — таргетированная и нет

В соцсетях рекламируют как группы и каналы с целью набора подписчиков, так и продукты, услуги, мероприятия.

В VK Рекламе, например, можно запускать рекламу сайта или объявления с лид-формой, которая позволяет собирать лиды и заявки без перехода на сайт. А в Telegram Ads — вести из объявлений в чат-бот с настроенными по воронке сценариями.

Подробнее:

Инфлюенс-маркетинг

Верный способ нарастить аудиторию бренда — размещаться в тематических сообществах и у блогеров, которых может читать ваша ЦА.

Действовать можно разными способами:

  1. За деньги — это называется «посев».
  2. Перекрестно — это называется «кросс-постинг»: когда два сообщества рекомендуют друг друга.
  3. По бартеру — в обмен на услугу или товар.

Подробности:

Конкурсы

Соревнования и розыгрыши со скидками и подарками — это способ повышения вовлеченности и расширения охвата, источник новых подписчиков и пользовательского контента.

Что входит в обязанности SMM-специалиста

В идеале SMM-щик — это творческий человек с аналитическими способностями, грамотный, внимательный к деталям, умеющий и любящий учиться, способный трезво мыслить и быстро принимать решения в стрессовой ситуации.

Вот что может входить в круг его обязанностей в зависимости от компании и проекта.

  1. Разработка стратегии SMM. Цели, тактики, определения ЦА, контент-план — всё это должно предшествовать конкретным мерам.
  2. Оформление и обновление профилей в разных соцсетях.
  3. Создание контента — текстов, видео, графики.
  4. Планирование и публикация постов в соответствии с контент-планом и графиком.
  5. Общение с аудиторией — ответы на комментарии, решение проблем и вопросов, поддержание активности.
  6. Запуск и ведение рекламных и инфлюенс-кампаний в соцсетях.
  7. Мониторинг и анализ результатов SMM-кампаний, измерение KPI, создание отчетов и выработка рекомендаций для улучшения стратегии.
  8. Отслеживание трендов, их адаптация и интеграция в стратегию.
  9. Кризисное управление репутацией бренда: поиск и отработка негатива.
  10. Взаимодействие с отделами маркетинга, PR, продаж, дизайна и другими, чтобы обеспечить единство презентации и восприятия бренда.
  11. Планирование и контроль бюджета SMM-кампаний и рекламы в социальных медиа.

 

Кому подходит SMM

По данным на начало 2023 года соцсетями пользуются 73,3% всех россиян. Поэтому SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.

Возможность быть на виду, делиться с пользователями ними полезной информацией, красивыми картинками и другим контентом, получать обратную связь может быть особенно полезна:

  • магазинам розничной торговли;
  • ресторанам и кафе;
  • медиа и предприятиям индустрии развлечений;
  • салонам, студиям, центрам красоты и здоровья;
  • технологическим компаниям и стартапам;
  • благотворительным организациями.

Но это, разумеется, далеко не всё. Любой бизнес с контентом любой специфичности может найти в соцсетях свою аудиторию.

 

Как оценивать эффективность SMM

Несмотря на то что реклама в соцсетях способна приносить быстрые продажи, SMM-маркетинг в целом — это игра вдолгую. Он создает репутацию, предлагает аудитории темы для размышления, формирует спрос — и влияет на уровень продаж скорее косвенно.

Поэтому анализировать его важно с двух сторон: маркетинговой и коммерческой. Для этого есть две группы метрик.

SMM-метрики

Отражают уровень интереса пользователей к вам и вашему контенту. Это количество:

  • подписчиков в группах бренда в разных соцсетях;
  • просмотров постов;
  • реакций — лайков, комментариев, репостов;
  • сообщений в Direct;
  • упоминаний на разных площадках;
  • отзывов;
  • а также коэффициент вовлеченности ER (Engagement Rate).

Источник всех этих данных — собственные отчеты соцсетей. Например, ВКонтакте собирает статистику по группе в наглядном дашборде.

Статистика по группе во ВКонтакте

Своя статистика, хоть и менее подробная, есть и в Telegram-каналах. Она отражает рост количества подписчиков, просмотры по часам с источниками, количество просмотров и репостов и языки, на которых общается аудитория.

Статистика Telegram-канала

Коммерческие метрики

Это всё, что связано с доходом бизнеса:

  • переходы на сайт;
  • лиды;
  • конверсии — звонки, регистрации, заявки, продажи;
  • средний чек клиентов, пришедших из соцсетей;
  • прибыль от клиентов из соцсетей.

Источники этой информации — счетчики систем аналитики и пиксели соцсетей. Чтобы отслеживать некоторые коммерческие метрики — например, средний чек и прибыль — предварительно нужно настроить сквозную аналитику, то есть соединить данные разных аналитических систем в одном отчете.

На маркетплейсе eLama есть два инструмента для настройки сквозной аналитики. Отчеты BI собирают статистику из рекламных и аналитических систем и загружают ee в системы бизнес-аналитики Microsoft Power BI и Google Looker Studio. ROMI center позволяет импортировать данные: расходы, доходы, лиды — из рекламных и CRM-систем в Яндекс Метрику и Google Analytics. Инструменты бесплатны для всех клиентов eLama на тарифе Optimal.

Главное

  1. SMM (расшифровка — Social Media Marketing) — это продвижение бренда в соцсетях.
  2. С помощью SMM бренды создают человечные образы, рассказывают о новостях и продают, расширяют охваты и привлекают трафик, налаживают контакт с ЦА и прогревают ее, получают пользовательский контент, собирают обратную связь, работают с негативом, формируют аудитории для ремаркетинга и так далее. SMM — важнейший канал продвижения бизнеса.
  3. Методы социального маркетинга включают развитие сообществ, таргетированную и другую рекламу, размещения у инфлюенсеров, проведение конкурсов.
  4. SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.
  5. Для оценки эффективности SMM есть две группы метрик: одни показывают уровень популярности бренда в соцсетях, другие — монетизацию этой популярности.

*Принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской на территории РФ

Wowblogger под ключ
РК по акции Директ
VK Реклама + МП
Курсы
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата
Wowblogger под ключ
РК по акции Директ
VK Реклама + МП
Курсы
Маркетплейс
Telegram Ads
Постоплата

Другие термины

Ко всем терминам тематики
CJM, Карта пути клиента

CJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.

CRM-маркетинг

CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.

CTA

CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.