SMM
SMM направлен на то, чтобы создавать и корректировать репутацию, наращивать узнаваемость бренда и лояльность к нему среди аудитории, а также привлекать клиентов.
Что такое SMM и чем он отличается от интернет-рекламы и офлайн-маркетинга
SMM сложно спутать с офлайн-продвижением: он происходит в онлайн-режиме и оперирует только виртуальными форматами, позволяет охватывать огромные аудитории и получать от них немедленную отдачу, дает возможность точного таргетинга и т. д. С интернет-рекламой точек соприкосновения больше, но это, тем не менее, очень разные вещи.
В отличие от рекламы, SMM подразумевает:
- Более долгосрочную, подробную и последовательную пошаговую стратегию. Рекламные кампании обычно рассчитаны на достижение краткосрочных целей.
- Ставку на постепенное формирование имиджа в большей степени, чем на получение быстрых продаж. Отсюда разница ключевых метрик и показателей эффективности: SMM оперирует цифрами охватов, количеством реакций и комментариев, результатами опросов, реклама — цифрами конверсий.
- Оплату людям, а не площадкам. В SMM бизнес платит за создание контента и управление аккаунтами. В интернет-рекламе оплата обычно происходит за клики (CPC), показы (CPM) или конверсии.
- Создание большого объема контента в форматах соцсети, обычно «вечнозеленого» — то есть такого, к которому можно и имеет смысл возвращаться. Это не объявления, которые крутятся, пока кампания в работе.
- Активный диалог с аудиторией. Реклама обычно куда более монологична.
Маркетинг в соцсетях, на рекламных площадках и офлайн — это разные направления продвижения бренда, которые важно сочетать, чтобы они могли усиливать друг друга.
Цели и задачи SMM
С помощью соцсетей можно:
- Формировать образ, транслировать свои ценности и принципы. То, как бренд общается с пользователями и другими брендами, какой контент он публикует, в каких социальных активностях участвует, — делает его репутацию.
- Информировать аудиторию о новостях и спецпредложениях. Большой плюс соцсетей — в возможности просто и удобно делиться информацией: хоть от бренда к человеку, хоть от человека к человеку.
- Продавать товары и услуги. Группу или канал можно превратить в полноценную торговую площадку — и даже заменить ею сайт. Вот, например, инструкция по тому, как создать интернет-магазин во ВКонтакте.
- Расширять охваты и повышать узнаваемость. Виральный контент, посевы в тематических группах и кросс-постинг, реклама — существует масса способов нарастить количество подписчиков, а значит — потенциальных покупателей.
- Налаживать и укреплять контакт с целевыми пользователями. Страница во ВКонтакте или Instagram* — это способ быстрой связи, который способен улучшить пользовательский опыт и усилить доверие к бренду.
- Прогревать прохладную и теплую аудиторию и вести ее к покупке. Людей, которые проявили внимание к бренду, подписавшись на него, важно поощрять, заново заинтересовывать и мотивировать к покупке новыми публикациями.
- Развивать сообщество адвокатов бренда. В публичной группе или канале люди, у которых есть некоторые черты сходства плюс интерес и доверие к бренду, могут общаться и укреплять эмоциональные связи и между собой и с брендом — чтобы распространять свои добрые чувства дальше.
- Генерировать UGC-контент. User-generated, то есть пользовательский, контент — это сетевой тренд последних лет. Бренды активно используют фото, истории, кейсы, которыми пользователи делятся в соцсетях. Главное — спрашивать их согласия.
- Собирать обратную связь о бренде и продуктах. Страницы в соцсетях — это пространство ближнего круга, в котором человек чувствует себя уютно и свободно в выражении мнений и эмоций. Поэтому здесь проще и быстрее всего можно собирать откровенные мнения покупателей и представителей ЦА, чтобы потом улучшать продукт.
- Обрабатывать негатив в отзывах и комментариях. Обратная связь не всегда бывает позитивной. И здесь соцсети бесценны, потому что позволяют моментально отреагировать на плохой отзыв: пообщаться с человеком, выяснить причину проблем и загладить вину, если она реальна. А если нет — то объяснить недоразумение. И потом, если это необходимо, скорректировать процессы, чтобы подобное не повторялось.
- Собирать аудитории для ремаркетинга. На подписчиков своих и конкурентных групп можно запускать кампании в рекламных системах — например, в VK Рекламе.
- Привлекать трафик на сайт. Ссылка на сайт в полезном и интригующем посте — верный способ получить больше прочтений.
- Занимать позиции в выдаче поисковиков. Яндекс и Google при ранжировании учитывают поведенческие факторы: чем больше переходов на сайт из соцсетей — тем выше его позиции.
- Находить новых сотрудников. Ценные специалисты могут быть подписаны на вас и отреагировать на опубликованную вакансию. Или могут увидеть репост у кого-то из друзей. В любом случае ваш публичный образ повлияет на их желание работать именно у вас.
Что такое SMM: возможные направления
Под такой объем задач нужен соответствующий инструментарий. Так что в SMM-продвижение входит целый комплекс методов, которые важно сочетать, не ограничиваясь чем-то одним.
Развитие площадки
Самый медленный, но базовый и крайне важный для позиционирования способ — это ведение и развитие группы, паблика или канала. Билл Гейтс когда-то сказал «Кого нет в интернете, того нет в бизнесе». Теперь в этом утверждении слово «интернет» можно смело менять на «соцсети».
Читайте по теме:
- Как оформить группу ВКонтакте: гайд с чек-листом
- Как вести Telegram-канал для бизнеса: создаем, наполняем, продвигаем
- Как включить комментарии в Telegram-канале — и что сделать потом
- Почему накрутка подписчиков в Telegram-канале — это зло и как набрать аудиторию честным способом
На бесплатном маркетплейсе eLama есть инструменты, которые помогают специалистам вести соцсети: забирают рутину, экономят время, собирают данные и упрощают отчетность.
Так, в SMMplanner можно настраивать отложенный постинг в 11 соцсетей и мессенджеров, создавать креативы во встроенном графическом редакторе и следить за показателями постов в удобных отчетах. А в JagaJam — изучать рейтинги лучших страниц в 14 соцсетях, пользоваться умным поиском по брендам, блогерам, конкурентам и анализировать профили по более чем 50 метрикам.
Зарегистрироваться →
Мониторинг инфопространства и активность в нем
Можно при этом ограничиваться своими площадками и отзывами о собственных продуктах.
Или идти «в поля» — как, например, Vizit, который стал легендой интернета со своими шутками на грани и активностью в соцсетях.
Реклама — таргетированная и нет
В соцсетях рекламируют как группы и каналы с целью набора подписчиков, так и продукты, услуги, мероприятия.
В VK Рекламе, например, можно запускать рекламу сайта или объявления с лид-формой, которая позволяет собирать лиды и заявки без перехода на сайт. А в Telegram Ads — вести из объявлений в чат-бот с настроенными по воронке сценариями.
Подробнее:
- Как запустить рекламную кампанию для сайта и лид-формы в новом кабинете VK Рекламы
- Как рекламировать сообщество ВКонтакте: от подготовки группы до запуска продвижения
- Telegram для бизнеса: какие инструменты продвижения предлагает мессенджер № 1 в России
- Как раскрутить Telegram-канал: 11 способов от экспертов и практиков
Инфлюенс-маркетинг
Верный способ нарастить аудиторию бренда — размещаться в тематических сообществах и у блогеров, которых может читать ваша ЦА.
Действовать можно разными способами:
- За деньги — это называется «посев».
- Перекрестно — это называется «кросс-постинг»: когда два сообщества рекомендуют друг друга.
- По бартеру — в обмен на услугу или товар.
Подробности:
- Ты моя звезда: запускаем направление инфлюенс-маркетинга
- Как найти и выбрать Telegram-каналы для покупки рекламы
- Как проверить Telegram-канал на накрутку бесплатно, без регистрации и смс
- Достучаться до небес: как написать блогеру письмо о сотрудничестве
Конкурсы
Соревнования и розыгрыши со скидками и подарками — это способ повышения вовлеченности и расширения охвата, источник новых подписчиков и пользовательского контента.
Что входит в обязанности SMM-специалиста
В идеале SMM-щик — это творческий человек с аналитическими способностями, грамотный, внимательный к деталям, умеющий и любящий учиться, способный трезво мыслить и быстро принимать решения в стрессовой ситуации.
Вот что может входить в круг его обязанностей в зависимости от компании и проекта.
- Разработка стратегии SMM. Цели, тактики, определения ЦА, контент-план — всё это должно предшествовать конкретным мерам.
- Оформление и обновление профилей в разных соцсетях.
- Создание контента — текстов, видео, графики.
- Планирование и публикация постов в соответствии с контент-планом и графиком.
- Общение с аудиторией — ответы на комментарии, решение проблем и вопросов, поддержание активности.
- Запуск и ведение рекламных и инфлюенс-кампаний в соцсетях.
- Мониторинг и анализ результатов SMM-кампаний, измерение KPI, создание отчетов и выработка рекомендаций для улучшения стратегии.
- Отслеживание трендов, их адаптация и интеграция в стратегию.
- Кризисное управление репутацией бренда: поиск и отработка негатива.
- Взаимодействие с отделами маркетинга, PR, продаж, дизайна и другими, чтобы обеспечить единство презентации и восприятия бренда.
- Планирование и контроль бюджета SMM-кампаний и рекламы в социальных медиа.
Кому подходит SMM
По данным на начало 2023 года соцсетями пользуются 73,3% всех россиян. Поэтому SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.
Возможность быть на виду, делиться с пользователями ними полезной информацией, красивыми картинками и другим контентом, получать обратную связь может быть особенно полезна:
- магазинам розничной торговли;
- ресторанам и кафе;
- медиа и предприятиям индустрии развлечений;
- салонам, студиям, центрам красоты и здоровья;
- технологическим компаниям и стартапам;
- благотворительным организациями.
Но это, разумеется, далеко не всё. Любой бизнес с контентом любой специфичности может найти в соцсетях свою аудиторию.
Как оценивать эффективность SMM
Несмотря на то что реклама в соцсетях способна приносить быстрые продажи, SMM-маркетинг в целом — это игра вдолгую. Он создает репутацию, предлагает аудитории темы для размышления, формирует спрос — и влияет на уровень продаж скорее косвенно.
Поэтому анализировать его важно с двух сторон: маркетинговой и коммерческой. Для этого есть две группы метрик.
SMM-метрики
Отражают уровень интереса пользователей к вам и вашему контенту. Это количество:
- подписчиков в группах бренда в разных соцсетях;
- просмотров постов;
- реакций — лайков, комментариев, репостов;
- сообщений в Direct;
- упоминаний на разных площадках;
- отзывов;
- а также коэффициент вовлеченности ER (Engagement Rate).
Источник всех этих данных — собственные отчеты соцсетей. Например, ВКонтакте собирает статистику по группе в наглядном дашборде.
Своя статистика, хоть и менее подробная, есть и в Telegram-каналах. Она отражает рост количества подписчиков, просмотры по часам с источниками, количество просмотров и репостов и языки, на которых общается аудитория.
Коммерческие метрики
Это всё, что связано с доходом бизнеса:
- переходы на сайт;
- лиды;
- конверсии — звонки, регистрации, заявки, продажи;
- средний чек клиентов, пришедших из соцсетей;
- прибыль от клиентов из соцсетей.
Источники этой информации — счетчики систем аналитики и пиксели соцсетей. Чтобы отслеживать некоторые коммерческие метрики — например, средний чек и прибыль — предварительно нужно настроить сквозную аналитику, то есть соединить данные разных аналитических систем в одном отчете.
Главное
- SMM (расшифровка — Social Media Marketing) — это продвижение бренда в соцсетях.
- С помощью SMM бренды создают человечные образы, рассказывают о новостях и продают, расширяют охваты и привлекают трафик, налаживают контакт с ЦА и прогревают ее, получают пользовательский контент, собирают обратную связь, работают с негативом, формируют аудитории для ремаркетинга и так далее. SMM — важнейший канал продвижения бизнеса.
- Методы социального маркетинга включают развитие сообществ, таргетированную и другую рекламу, размещения у инфлюенсеров, проведение конкурсов.
- SMM подходит любому бизнесу — онлайн- и офлайн, международному и локальному, b2c и b2b, вне зависимости от тематики.
- Для оценки эффективности SMM есть две группы метрик: одни показывают уровень популярности бренда в соцсетях, другие — монетизацию этой популярности.
*Принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской на территории РФ
Другие термины
Ко всем терминам тематикиCJM (Customer Journey Map), или карта пути клиента — маркетинговый и продуктовый инструмент, который позволяет визуализировать и проанализировать взаимодействие клиента с брендом или продуктом от знакомства с ним до совершения покупки и послепродажного обслуживания. Этот инструмент помогает бизнесу лучше понять потребности, ожидания и трудности клиентов при взаимодействии с компанией.
CRM-маркетинг — это построение взаимоотношений с клиентами на базе системы управления данными — CRM-системы — которая делает взаимодействие более персонализированным, эффективным и долгосрочным.
CTA, Call to Аction — это призыв, который размещается в рекламных и маркетинговых материалах и имеет целью мотивировать пользователя совершить конкретное действие, полезное и нужное бизнесу.